Скачки самооценки по несколько раз в день, чувство важности и внезапное переживание ничтожности, доверие, сменяющееся подозрением в отношениях, постоянная тревога ожидания очередного падения после подъема. Многим из нас знакомо состояние «эмоциональных качелей». Разбираем механизмы этого феномена. Возможность исследовать разные уровни восприятия своей личности, своего тела, своих потребностей – уже может запустить процесс саморегуляции и значительно улучшить качество жизни.

 

Под «качелями» часто имеют в виду изматывающие душу и тело резкие смены состояний и настроения:

 

1. Из покорителя мира с грандиозными планами в ничтожество без сил и идей.

Пока ты «приносишь пользу», достоин одобрения и на пике энергии – подъем и величие. Но как только твое самоощущение не соответствует определенным критериям: ты совершил ошибку, не дотянул до планки или ты не такой уж и исключительный как думал и хотел, — спад, чувство ничтожности, дно.

 

2. Из «белого и пушистого» в карающего и враждебного «монстра».

Только тебе казалось, что вокруг друзья и единомышленники, а через минуту – чувство враждебности, недоверия, пустота. Кстати, этот тип качелей могут замечать именно близкие, а человек может видеть себя только с «мимимишной» стороны.

 

3. Из состояния полного доверия к миру к внезапному ощущению угрозы, страху предательства, ощущению враждебности извне.

Опасность качелей состоит в том, что всегда есть проблемы с балансом, нет серединного варианта и падение – это всегда дно, болото, дыра, конец существования, — состояния, ощущаемые как нечто фатальное.

 

Как отследить механизм и понять, какой тип качелей у вас или ваших близких?

Элеонора Гринберг (доктор философии, ведущий тренер Нью-Йоркского института гештальт-терапии, эксперт по пограничным состояниям) предлагает спросить себя, что обычно из тем больше всего вас цепляет:

Скорее всего, вы обнаружите, что инстинктивно тянетесь к одному из этих трех вариантов.

 

Чем вы руководствуетесь в жизненных выборах:

  • сохранить контакт,
  • сохранить свой статус,
  • сохранить независимость?

 

1. В первом случае: вас вроде и любили, но часто игнорировали ваши потребности, отвергали, жестоко обращались, пугали тем, что отдадут, бросят, оставят сиротой.

Пик качелей: вы «белый и пушистый», слияние с миром, с партнером.

Дно – чувство ненужности, брошенности и одиночества. И тогда наружу может выходить монстр в виде подавленной агрессии.

 

2. Во втором случае: вас любили, если… вы были каким-то (сильным, умным, хорошим, старательным, удивительным, исключительным), кем угодно, но только не тем, кто вы есть.

Пик качелей: ощущения превосходства, признание, потребность в эксклюзивности.

Дно – ничтожность, ощущение своей бесполезности, бессмысленность существования.

 

3. В третьем случае: сложности были, скорее всего, на самой ранней стадии (во время беременности, во время родов, младенческие травмы) – в памяти может никак не проявляться, но тело будет максимально отчуждено от чувств и ощущений. Все подчинено логике и порядку. Качели здесь не будут проявлены явно, разве что внезапные вспышки ощущение угрозы, страх потерять контроль, страх поглощения другим.

 

Узнали себя в каком-то из случаев?

 

Задачи в работе:

 

Учиться восстанавливать связь чувств и потребностей, не разделяя чувства на позитивные и негативные.

 

Учиться выстраивать здоровый контакт в отношениях: видеть себя и другого, без проекций – в качелях редко есть возможность видеть реальность объективно и слышать другого.

 

Учиться выражать свои чувства и потребности экологично, не накапливать дефицит. 

 

Провести анализ критикующих голосов, насколько эти судьи, преследователи и палачи адекватны. Надо учитывать, что критика просто так не заткнешь, там много энергии. Перенастройка критика в союзника – и это творческий процесс.

 

Постепенно исследовать дно: страхи, от которых человек убегает всю жизнь, могут оказаться детскими вымыслами.

 

Работать с пониманием «кто я, какой я на самом деле», почему мне хочется быть другим, откуда это?

 

В выстраивание контакта с собой подключать тело. Выстраивать связную цепочку: мысли, чувства, ощущения, намерения, действия.

 

Посмотреть на триггеры – чаще всего, повторяющиеся реакции бей, беги, замри без возможности гибко корректировать свое поведение, могут говорить о травмах прошлого.

 

Учиться выдерживать свои чувства. Иногда человек подсаживается на такие эмоциональные скачки, и норма ему кажется невыносимой, скучной, серой. А кто-то не бывает посередине, так как нет позитивного опыта быть в спокойствии, в нейтральности.

 

Тренировать внимание и способность к самоосознаванию – эти навыки могут быть просто не развиты или нарушены в результате травм.

 

Вернуть вкус к нормальной жизни можно, но это системный процесс тонкой перенастройки, требующий времени и терпения.

Для самостоятельной работы

Практика для регуляции сложных переживаний через развитие осознанности и позиции наблюдателя.

Первый раз практику легче делать сидя. 

 

Шаг 1. Сфокусируйтесь на чувстве или эмоции, которые выводят вас из равновесия. Скажите мысленно:

«Вот злость, или «Вот тоска», или «Вот ощущение моей ненужности», «Я замечаю тревожность, «Мне пришла в голову мысль о страхе».

Затем обратите внимание на свое тело, как проявляется это чувство в вашем теле?

«У меня сдавлена «грудь», «Я почти не дышу», «Я чувствую онемение рук» и т.д.

Шаг 2. Поставьте стопы на пол. Ощутите, как они соприкасаются с поверхностью пола. Почувствуйте притяжение к полу, осознайте землю – как большую опору под собой. Ощутите, что ваше тело: таз, бедра, ноги, стопы – это ваша опора. Сделайте несколько циклов дыхания и добавьте более растянутые выдохи.

Шаг 3. Осмотрев пространство, найдите вниманием 5 вещей, которые вы можете видеть. Проговорите про себя их названия. Или можно назвать 5 предметов определенного цвета или определенной формы.

Шаг 4. Обратите внимание на 4 звука, которые вы можете услышать – рядом или на расстоянии. Перечислите их про себя.

Шаг 5 Отметьте 3 физических ощущения в теле, которые вы замечаете в данный момент. Назовите их.

Шаг 6. Ощутите 2 запаха и 1 вкус.

Шаг 7. Обратите внимание, как вам находится в этом пространстве. Что вы сейчас можете сделать, чтобы было лучше, комфортнее?

 

Какую разницу вы ощутили в эмоциональном состоянии?

Как изменилась интенсивность эмоции?

Ощущаете ли вы больше контроля над ситуацией сейчас?

Пошевелите руками, ногами, подвигайтесь – вы можете этим управлять?

Задача практики – не избавиться от чувства, а расширить восприятие, встретиться с неприятным ощущением и не отвернуться от себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врач.