Часто клиенты шепотом сообщали мне: “Но после практики осознанности я чувствую себя хуже.” Многие из них говорят, что после таких практик, будь то 10-дневный ретрит молчания или корпоративный оздоровительный семинар, появляется фрустрация или повышается уровень тревожности, даже если всем остальным они говорят, что ощутили просветление. А все потому, что им кажется, будто все твердят, что эго словно растворилось, а разум обрел умиротворение. И они чувствуют, что вынуждены повторять то же самое.

В недавно опубликованном систематическом обзоре исследований в области медитации сообщается, что один из 12 практикующих сталкивается с неприятными последствиями от панических атак до психоза и мыслей о суициде. Аналогично, изданная в 2015 году книга “The Buddha Pill”, авторы которой – психологи Кэтрин Уикхом и Мигель Фариас, – описывает схожие случаи, от бреда мессианства до мании и неконтролируемых телодвижений, и приводит цитаты авторитетных психологов, предупреждающих о темной стороне медитации.

Это не означает, что все практики осознанности и медитации – зло. Очевидно лишь то, что они – не магическое средство, которое подходит каждому. А также то, что распространенное мнение об этих побочных эффектах как о норме и “всего лишь камешках на дороге к обретению мира в душе и духовной реализации” (как пишут Уикхом и Фариас) – опасно.

 

Почему все идет не по плану?

В детстве меня впечатлял феномен  走火入魔 (цзоу хуо ру мо) в фильмах о сражениях на мечах, когда во время обучения духовным или боевым искусствам что-то шло не так, и это кардинально меняло личность практикующего. Они переходили на темную сторону. Мой друг доктор Лим Чи-Хан, медицинский антрополог, на протяжении долгого времени практикующий боевые искусства, рассказал мне, что цзоу хуо ру мо называется также отклонением цигун, и для его лечения в Китае были созданы специальные отделения.

Хан говорит, что можно провести параллель между случаями цзоу хуо ру мо и негативными последствиями духовных практик, которые мы наблюдаем в самых различных культурах, от темной ночи души св. Иоанна Креста до практик кудалини йоги и медитации.

Дело в том, что если вы практикуете медитацию в любой форме, спустя некоторое время вы сможете проводить более четкое различие между противоположными понятиями и объектами. Ваши мысли становятся все более ясными, это можно сравнить с переходом с низкого разрешения на высокое.

Но цзоу хуо ру мо может начаться тогда, когда вы стремитесь к этой ясности во время духовных практик. Из-за этого энергия ци двигается в неверном направлении. В китайской философии и медицине ци означает жизненную силу или поток энергии в теле. Когда мы начинаем практиковать любые духовные или боевые искусства, мы фактически двигаем ци через тело, и есть правильное направление этого движения, которое наполняет нас жизненными силами, как физически, так и психологически.

Но иногда в результате духовной или физической практики энергия ци начинает течь в неправильном направлении. Например, некоторые практики медитации осознанности, направленные на области, где энергия ци накапливается, такие как нижняя часть позвоночника и бедра, могут увеличивать риск возникновения цзоу хуо ру мо, поскольку очень легко неверно направить ци именно оттуда. Кроме того, если наши мысли блуждают, вероятность того, что ци потечет не в том направлении, возрастает.

Включаетесь ли вы в практику и разумом, и телом?

Лим рассказал мне, что китайские духовные и боевые искусства основываются на практике. И в любую из таких практик необходимо вовлекать и разум, и тело одновременно.

Но современные западные вариации практик осознанности берут за основу картезианский дуализм, разделяющий разум и тело, эти практики гораздо более мягкие, в них люди просто сидят и расслабляются, и в этом таится опасность. Когда мы просто сразу садимся медитировать для практики осознанности, это сродни тому, как если бы мы подожгли замерзающего человека, чтобы согреть его.

Лим говорит, что тем, кто в повседневной жизни очень занят, много думает и мало двигается, стоит начинать работу с энергией с практик, основанных на движении. “Эти движения должны быть такими болезненными и сложными, что у вас не будет выбора, кроме как сосредоточиться на них. Боль необходима, чтобы предотвратить цзоу хуо ру мо,”- добавляет он, ведь в этом случае ваши мысли не будут блуждать, и, значит, энергия ци потечет в правильном направлении.

По сути, чувствовать боль – значит находиться “здесь и сейчас”, в настоящем, а зачастую именно так формулируют осознанность.

Важно отметить, что, по словам Лима, эти искусства нужно практиковать под строгим контролем опытного мастера, который может помочь пройти через любой трудный опыт.

Со временем разум и тело становятся единым целым. Достигается цель занятия духовными практиками – появляется способность управлять своей волей и направлять энергию туда, куда нужно, для достижения своих целей. Только на этом этапе можно начинать практиковать сидячую медитацию.

Но какое это имеет значение для тех 11 из 12 человек, которые не сообщают о негативных последствиях? Некоторые из них признались, что просто никому об этом не говорили. Что же касается остальных, Лим предполагает, что, возможно, у них просто лучше получается направлять свою энергию на определенные части тела.

Правильно ли вы дышите?

Я на собственном опыте убедилась в том, что осознанное дыхание имеет массу преимуществ. Когда мы находимся в состоянии тревоги, центр страха начинает преобладать над высшими функциями мозга. Травма также заставляет нас забыть о том, что тогда – это не сейчас, так как нарушается работа отделов мозга, отвечающих за чувство времени. Таким образом, нам приходится снова и снова переживать события прошлого, часто вплоть до видов, звуков и запахов. Каждый из нас, в той или иной степени сталкивается с тревогой и травмами, поэтому осознанное дыхание – очень важный инструмент, и его стоит практиковать всем.

Вместе с тем, я поняла также, что многие из моих клиентов, практиковавших осознанность или медитации, на самом деле, дышали неправильно.

И вот почему. Когда мы испытываем стресс или сталкиваемся с чем-то, что вызывает у нас неприятные эмоции, мы часто задерживаем дыхание или втягиваем живот. Подумайте также о том, как часто мы говорим друг другу: “Сделай вдох! Втяни живот!”, — когда хотим сделать удачное фото. Поэтому, вполне закономерно, что когда нам говорят дышать осознанно, мы делаем то же самое. Это приводит к ощущению сдавленности в груди, что воспринимается мозгом как признак стресса. Кроме того, это вызывает гипервентиляцию. Неудивительно, что мы чувствуем себя хуже.

Теперь попробуйте представить усиление этого эффекта в 7200 раз. Предположим, что мы делаем один вдох в секунду и медитируем в течение двух часов. Конечно, вы почувствуете тяжесть в груди и головокружение.

На основе своего личного и профессионального опыта я сделала вывод, что всего лишь трех вдохов достаточно для того, чтобы перенастроить наши центры страха. Но только в том случае, если мы дышим правильно.

Поэтому, независимо от длительности ваших практик, необходимо научиться дышать правильно. Когда вы вдыхаете, наполняйте живот воздухом, надувая его, как воздушный шар. А во время выдоха освобождайте тело от воздуха. Когда вы делаете это правильно, вы так сосредоточены на движении воздуха, что у вас не появляется никаких посторонних мыслей.

Насколько осознанно ваше окружение?

“Я медитирую по два часа вдень. А вы?”

Я постоянно слышу такие утверждения. Или: “Если у вас нет времени на медитацию, вам просто необходимо выделить для этого хотя бы один час.”

В некоторых кругах уже стало нормой как соревноваться между собой в том, кто посещает большее количество и/или более длительные ретриты, так и осуждать и стыдить тех, кто этого не делает.

Такой подход сводит на нет все то, ради чего и нужны эти практики, ведь осознанность – это духовные практики в сочетании с этикой, это способ стать лучшей версией себя.

Вам стоит узнать, что для некоторых из нас даже полчаса – это слишком много, если они добавляются к уже перегруженному списку дел на день. А у некоторых способность к концентрации внимания меньше. Долгие медитации могут не подходить нашему типу личности или нашему образу жизни в данный момент. И это нормально.

Просто дышите осознанно. Мои клиенты называют три вдоха, сделанные правильно, “чудесной перезагрузкой”.

Стэнфордский психолог-бихевиорист Б. Дж. Фогг сформулировал принцип, известный как ”почисти зубной нитью один зуб”, он утверждает, что приучить человека чистить зубной нитью все зубы легче всего, если сказать ему, что почистить нужно только один. В конце концов, он начнет чистить все зубы. Смысл в том, чтобы любую задачу разбить на мелкие шаги, настолько элементарные, что вы точно это сделаете. В том, что касается вашего психологического состояния, три вдоха – эквивалент “одного зуба”.

И знайте, что вы имеете полное право дистанцироваться от любого, кто лицемерно притворяется очень осознанным и просветленным или стыдит вас.

Подведем итоги.

Любые практики, которыми вы занимаетесь для улучшения здоровья, духовного роста или дисциплины, требует глубокого понимания. Это значит делать все правильно, вплоть до освоения основ. В случае практик осознанности, речь идет, в первую очередь, о правильном дыхании и включении в практику и телом, и разумом. Кроме того, для любого успешного изменения поведения, нужно внимательно относиться к выбору своего окружения. Исходя из вышесказанного, будьте осознанны и избирательны, решая впустить кого-либо в свою жизнь и свои мысли!

 

 

Автор Perpetua Neo, DClinPsy

Оригинал

Перевод с английского Виктории Давыдовой

 

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.