Задумываемся ли мы над тем, как ребенок понимает наши слова, предостережения, запреты? Всегда ли текст совпадает со смыслом, который мы хотим передать? И что при этом слышит ребенок? Мы желаем оградить его от опасности, но безопасны ли негативные установки родителей для него и для его будущего?

 

На днях я стала свидетелем следующей ситуации. Мама гуляет с двухлетним мальчиком на детской площадке. Ребенок поднял с земли монету, и мама громким и строгим голосом кричит: «Брось деньги, это грязь! Никогда не бери деньги».

С одной стороны, все верно, не нужно поднимать грязные предметы с пола.

С другой — ситуация, тон, действия,  тянут на то, чтобы стать импринтом, то есть зафиксироваться, укорениться в мозгу. Импринт — запечатление определенной информации в памяти, психологическая программа, на которой вырабатываются условные рефлексы, строятся убеждения. Происходит это в раннем детстве и оказывает огромное влияние на всю нашу жизнь: поведение, решения, которые мы принимаем, выбор партнера и места в мире, который мы делаем.

Мальчик становится взрослым, и не может понять, что с ним не так? Почему у него не складываются отношения с деньгами? Почему он и деньги существуют в параллельных плоскостях и никак не пересекаются? Почему он их боится и не умеет зарабатывать? И почему все, что связано с деньгами, приводит его в ступор?

Казалось бы, сын успешных родителей, вырос в достатке, значит, в семье здоровое отношение к деньгам.Что же не так? Возможно, мальчик захочет это понять и изменить свою реальность, и хорошо, если обратится к специалисту, который поможет найти первопричину — когда-то мама громко и эмоционально предостерегла его взять «грязные деньги» и заработать ротавирус.

 

На детской площадке с разных сторон доносятся возгласы тревожных мамаш: «Не беги, упадешь», «не лезь, высоко», «не трогай, запачкаешь руки», «ничего не делай, подожди маму». Как ребенку в такой атмосфере тревоги и гиперопеки развиваться, расти, постигать мир?

Как ему понять, насколько быстро он умеет бегать?

Как высоко он может залезть и с какой ступеньки ему не страшно спрыгнуть?

Как долго он может простоять на одной ножке на узкой дощечке?

Ведь, взаимодействуя с миром и сверстниками, он составляет представление о себе, своих способностях, сильных и слабых сторонах. Только съехав с горки на попе или на животе, он получает нужный опыт — сидя ехать интересно, а песок невкусный. Играя с другими детьми, он учится взаимодействовать, брать и давать, договариваться, делать вывод, что ему интересно.

Социальное взаимодействие, сравнение себя с другими, получение обратной связи являются важными составляющими образа себя, то есть Я-концепции. И для того, чтобы она была объективной, одного маминого мнения недостаточно. К тому же, ребенок, которого бесконечно одергивали и останавливали, перенесет негативные установки родителей и эту модель поведения в свою жизнь. Несамостоятельный, безинициативный, не умеющий принимать решения и, следственно, брать на себя ответственность, ждущий от всех разрешения и одобрения.

 

Давайте попробуем построить фразу так, чтобы она передавала ребенку смысл, который вы в нее вкладываете, но не являлась ограничивающей.

  1. Вместо «не беги, упадешь» можно сказать: «Как быстро ты умеешь бегать, здорово! Будь, пожалуйста, аккуратен». Этой фразой мы направляем внимание ребенка на положительный результат.
  2. «Не лезь, высоко» – «Эта горка высокая, но если ты правильно сядешь и будешь держаться, то у тебя получится с нее скатиться».
  3. «Не трогай, испачкаешь руки» — носите с собой мокрые салфетки, вытирайте руки, что поможет сформировать привычку содержать руки в чистоте.
  4. «Ничего не делай, подожди маму» — «Какая высокая лестница. Давай, я постою рядом и посмотрю как высоко ты сможешь залезть». Этой фразой вы даете свою поддержку, чувство безопасности.
  5. Если ребенок упал, вместо обычной реакции «Я так и знала» или «Я же тебе говорила», поддержите его словами: «Ничего страшного, в другой раз будь внимательнее». В этом случае, вы не ограничиваете ребенка, а даете ему возможность делать выводы, которые основываются на его личном опыте.

Иногда фразы выскакивают быстрее, чем мы успеваем их обдумать. Чаще всего, это тоже импринты, которые в нас вложили наши родители — их никто не учил, как правильно говорить с детьми, как воспитывать. У поколения наших родителей были другие задачи и другие приоритеты, им надо было нас накормить, одеть и выучить.

Но мы родители нового поколения, которые получают много информации из разных источников о детях, воспитании, психологии, здоровье, и мы можем задумываться и осознавать последствия своих слов и действий.

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram