Наблюдать боль: зачем?
Решила написать, на что опиралась, когда заболела ковидом, и на что опираюсь в период постковидного синдрома. Проволочки с подбором лечения привели к тому, что я стала гордым обладателем ряда неприятных заболеваний. Плюс побочка от вируса на нервную систему – моей главной целью на 2021 год стало восстановление здоровья, чем я усиленно и занимаюсь.
Если говорить о том, что мне помогало и помогает – это навыки медитации.
Это может звучать странно, но из песни слова не выкинешь, как и не выкинешь из моей биографии довольно долгий стаж практики йоги – примерно 16 лет.
Онлайн-курс Organic Woman
Хотите, чтобы йога была "под рукой" каждый день? Хотите грамотного инструктора, знающего, что нужно телу и как этого достичь? 6 уроков йоги от йога-практика и нутрициолога Нади Андреевой - лучший выбор!
Поэтому опиралась я на свой многолетний опыт разнообразных медитаций, не в последнюю очередь – на опыт випассаны.
Традиционная випассана довольно сурова: она предполагает много часов ежедневного неподвижного самонаблюдения. Неподвижность быстро приводит к физическому дискомфорту и даже боли, но для успеха в практике лучше не двигаться и не сопротивляться ощущениям – тогда волна боли уйдёт, на место неё придут другие ощущения, которые позже также изменятся.
Все в мире аничча – то есть изменчиво и непостоянно, — и свобода приходит тогда, когда человек может встретиться лицом к лицу с разными переживаниями, прожить их без лишних оценок, в принятии: “Да, это происходит со мной».
Чем это полезно: переносить боль, обладая этим навыком, гораздо легче.
Абсолютно все ощущения в теле конечны: боль и блаженство, сонливость и бодрость, легкость и тяжесть сменяют друг друга, как волны. Это естественное течение жизни.
Проблемы начинаются, когда мы начинаем эти волны оценивать, а потом тормозить или раскачивать.
Что означает «оценивать»? Делить ощущения на хорошие и плохие. К хорошему мы стремимся, плохого – избегаем.
Это деление кажется таким простым и естественным, но бывают моменты, когда оно может здорово подгадить.
Например, мы не хотим чувствовать боль: тогда мы напрягаемся, тормозим, зажимаем её, не даем импульсу пройти. Он никуда не девается, он подвисает в системе, стучится наружу, мы тратим энергию, чтобы его не чувствовать – и увеличиваем продолжительность своего страдания, которое никак не может разрешиться.
Более того, страдание происходит и тогда, когда боли нет, но есть страх боли, когда боишься пошевелиться, боишься даже дышать, и таким образом – боишься жить.
(Отмечу в скобках, что замороженное горе действует похожим образом, отнимая у человека способность жить полной жизнью).
У Руми (персидского поэта и мистика, жившего в XIII веке) есть стихотворение, которое я очень люблю:
«Боль существует только в сопротивлении,
Радость — только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные,
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт
Есть просто сопротивление тому, что есть».
Оценка (разделение телесного опыта на «плохой» и «хороший») рождает сопротивление, а сопротивление приносит с собой дополнительное физическое и психологическое страдание.
Поэтому, например, когда психолог работает с клиентом, чье тело серьезно поражено, он может предложить ему техники безоценочности.
Психолог делает это не затем, чтобы клиент сдался болезни («что воля, что неволя – все одно»), а затем, чтобы уменьшить его страдания, позволить импульсу пройти – и заметить, что в теле происходит немало других ощущений помимо болевых.
Если я скажу о своём кашле, что он кошмарный, противный, мерзкий, проклятый – то это будет оценка. Если я скажу, что он сухой, отрывистый, лающий, глухой – это безоценочное описание, которое как бы лишает кашель эмоциональной власти надо мной.
Не делить телесный опыт на плохой и хороший – это первый шаг. Следующий шаг – заметить, что кроме боли в теле происходит много чего ещё. Когда человек болеет, он привыкает следить за своей болью, как за опасным врагом, с которого нельзя спускать глаз. Он концентрируется на боли постоянно, зацикливается на ней, и это обессиливает. И, соответственно, если палитра ощущений состоит не только из мрачных красок, силы прибывают, и жизнь пациента становится лучше.
Это не означало, что болезнь ну вот прямо никак не повлияла на мое эмоциональное состояние. У меня случались приступы мрачности или отчаяния – но они не длились дольше пары часов, и я честно проживали эту волну – когда меня отпускало, я сохраняла способность мыслить и действовать наилучшим способом.
Почему я об этом пишу: как мне кажется, тема медитаций сегодня выглядит достаточно попсовой, – мол, это бесполезная фигня для хипстеров, которым больше нечем заняться.
Но это не так: медитации – это очень действенный инструмент коррекции своего состояния, даже когда речь идет о серьезных заболеваниях.
Кроме того, у безоценочной медитации на телесных ощущениях есть ещё один бонус – огромное, безоговорочное доверие к своему телу. Если нет метаний между «хочу чувствовать то» и «не хочу чувствовать это», человек может отмечать изменения в своём состоянии так же, как метеоролог отмечает изменение погоды – то есть беспристрастно. Во-первых, такой пациент может дать довольно точную картину своего состояния, а во-вторых, его очень трудно запутать. Никакой специалист с толстым голосом не мог меня убедить в том, что курс лечения правильный, если я чувствовала, что симптомы усиливаются – и кто знает, чем бы всё обернулось, если бы не это.
В общем, медитация – незаменимая вещь в моем внутреннем хозяйстве. И, поскольку я люблю делиться с другими тем, что для меня работает, мне иногда хочется создать что-то вроде мини-курса медитаций для тех, кто живет активной (и даже чересчур активной) жизнью и нуждается в дополнительных инструментах для того, чтобы с ней как-то управляться. Но поскольку идей у меня всегда больше, чем времени, то эта мысль так и остается нереализованной.
Я себя утешаю тем, что дорогое мироздание в этом вопросе прекрасно обходится и без меня: много кто делает такие курсы, и страдающим есть, куда пойти.
Например:
- на классы йоги (лучше не брать фитнес-вариант, ищите класс, включающий в себя медитации и пранаямы)
- на курсы випассаны
- на мастер-классы, посвященные направлению «майндфулнесс».
Напоследок скажу, что йога и медитация хорошо помогают при расстройствах нервной системы, вызванных постковидным синдромом (бессонница, тревожность, вот это вот всё).
В общем, если вы уже занимаетесь йогой, то, как говорил один мастер, идите и практикуйте.
А если нет, то, может быть, хотя бы посмотрите в ту сторону – там дают много чего дельного.
Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции