Кеша Скирневский: просто о мозге, восприятии информации и старении
«У меня есть простая и понятная цель в жизни — изменение общества через изменение детского опыта,» — говорит Кеша Скирневский автор книги «Просто о мозге», IT-предприниматель, основатель приложения для детей «Сказбука». Поговорили о том, как мозг «выживает» в современных информационных потоках и как сохранить здоровье мозга, почему гаджеты в руках детей – это неизбежность, а старение – это процесс, в котором ты берешь ответственность за свою радость.
Сейчас много говорят про обилие информационных потоков, к которому мы, в нашем недавном эволюционном прошлом – животные, просто не привыкли. Резкий скачок объема входящей информации с появлением интернета – какая реакция на это у мозга?
Похоже, что мозг справляется, иначе современное общество не могло бы существовать. Разберем на примере науки. Раньше были мудрецы. Аристотель, например, — это человек, который был способен знать все известное о мире на тот момент. Не было сегментации на химию, физику, математику. По мере того, как науки набирали все больше информации, происходило расслоение знаний. Один человек уже не мог знать все, появлялись более узкие специалисты. Сегодня мы видим, что ученые стали суперузкими специалистами в своей области, потому что сложность знаний в каждом направлении стала очень большой. Лимит мозга остался тот же самый, однако знания хранятся не в человеке, а в человечестве в целом. Передовая эволюции не человек, а человечество. Помимо генетического кода, который содержится в организме, у нас есть культурный код, который находится в человечестве. И можно поспорить, что сильнее повлияет на наши решения, на паттерны поведения – генетический или культурный код.
Это как генетика и эпигенетика – считается, что состояние здоровья зависит от генетики всего на 20%, а от образа жизни на 60%.
Соответственно, у нас в мозге есть «резервуар», который будет наполняться информацией полностью. То, что не помещается, будет приводить либо к сегментированию, либо переноситься на внешние носители, которые хранят всю информацию. Все больше того, что мы сейчас стараемся помнить, станем удерживать с помощью гаджетов, которые под ситуацию будут предлагать нам нужную информацию. В будущем помнить что-либо не надо будет вообще, потому что помнить нужно будет слишком многое, и мир не позволит делать это привычным образом. Тот потенциал мозга, что у нас есть, станет развиваться в сторону умения работать с информацией, а не заниматься хранением информации.
Вот сложилась ситуация, нам контекстно подгрузили в мозг или выдали в телефоне все знания, которыми нужно воспользоваться в этой ситуации, мы применили ее и тут же выгрузили. И личность будет развиваться в эту сторону: я – не то, что знаю, я – не мое мнение, я – то, каким способом работаю с информацией.
То есть родителям не стоит переживать, что дети все время сидят в телефонах?
Дети родились в мире, где гаджеты – это норма. Они адаптировались к этим условиям, чтобы выживать в них с наибольшей вероятностью. Можно провести простой мысленный эксперимент. Одному ребенку даем развиваться в гаджетах, другого до 12 лет лишаем возможность ими пользоваться. Спустя 20 лет кто из них будет более успешен? Мы сейчас не говорим про счастье. Говорим о статусе, адаптивности, достижениях. На 100% тот, кто сидит сейчас в телефоне, будет более адаптирован к современному миру.
А второй по сравнению с ним как Маугли? То есть все наши навыки человека как животного все менее важны?
Если посмотреть на эволюцию, то мы движемся в сторону от животных инстинктов – сложно сказать, к чему именно, но точно не к ним. Обсуждают, что у ребенка, который залипает в гаджетах, а не бегает и не прыгает, будет эмоциональный дефицит. Здесь приведу такой пример: если человек закроет глаза на час, у него обострится слух. Мозг умеет перестраивать дефицит сенсорики на другие каналы, это как банка, которая обязательно должна быть заполнена. И какие бы ты ни убирал эмоциональные пласты, он все равно дозаполнится, используя те каналы, которые есть. У детей, которые залипают в гаджетах, эмоциональная чувствительность визуально-информационного канала расширена. Они эмоционально чувствуют переписку в чате значительно больше, чем ее почувствует взрослый человек. У них как будто выше разрешение восприятия чувственного опыта, связанного с перепиской. То же касается любой информации, которую они получают. То есть их сенсорная наполненность такая же, как у людей, которые не пользуются гаджетами. Просто она другая. Люди пока не привыкли воспринимать информацию как нечто настолько глубоко интегрированное в чувства. Современные дети острее чувствуют мир, чем мы, и понимают его острее. Взрослые чувствуют то, как человечество было устроено на шаг назад.
Мне встретился опрос: «Я понял, что постарел, потому что больше не хочу…». Среди 800 комментариев больше всего так или иначе связанный с темой личных границ: не хочу тратить время на болтовню, на токсичных людей, на вечеринки до утра, на то, чтобы кому-то что-то доказать или чему-то соответствовать. Почему так происходит? И про старость ли это?
После 30 ты все меньше можешь позволять себе жить не свою жизнь, т.к. больше нет запаса когнитивных ресурсов в виде “прослойки” на радость от жизни. Чтобы создать себе радость, надо расширить удовлетворение именно своих потребностей: выстроить личные границы, делать то, что хочу, следить за здоровьем. Все это физиологические изменения, привязанные к мозгу, и для меня эти изменения – «старение» — не являются негативными. Это важный этап для развития: приносить радость будет только то, что ты будешь делать без положительной обратной связи, без награды. Чтобы найти это для себя, нужно копать в детстве, где это было сформировано. Это может быть ерунда, но из ерунды можно выстроить жизнь.
Давай поговорим о том, что полезно для здоровья мозга.
Здесь нет никаких особых лайфхаков: надо заниматься спортом и спать. Почему спорт? Из тела в мозг приходит огромное количество сенсорики, благодаря чему мозг становится структурно сложным. Говорили выше, что сенсорика может быть разной. Если мы посмотрим на две жизни, где в первой человек только залипает в телефон, а во второй залипает и еще занимается спортом, второй будет успешнее. Со сном я обожаю теорию ученого-физиолога И.Н. Пигарева: эксперименты с депривацией сна показали, что ломаются все органы, кроме одного – мозга, который, на самом деле, никогда не спит. Во время сна мозг переходит от обработки внешней информации к обработке внутренней, получает информацию от организма, выполняет чекап. Чувство усталости – это накопление сигналов от тела: требуется внимание мозга, чтобы навести порядок. В мозге во время фазы сна происходит консолидация памяти, очищение и прочие процессы. Нормальный сон важен, режим важен, движение важно, когнитивная нагрузка важна. Советы простые, их все знают, но повестка, которая должна существовать: а как начать следовать этим советам? Нужно обсуждать, кто как начинал, кому что помогло начать и продолжить.
А что с деменцией? Сейчас многие настроены жить долго, но почти всех ждут когнитивные нарушения?
Увеличение продолжительности жизни ведет либо к раку, либо к деменции. Организм не заточен под то, чтобы жить сто лет. Пока ничего из анонсов, что я видел на тему долголетия, не вселяет оптимизм – все бесконечно далеко от фундаментальных открытий. Понятно, что регулярные чекапы статистически продлевают жизнь.
Если упростить, здоровье мозга базируется на двух составляющих. Во-первых, любой сбой кровообращения приводит к разрушающим мозг последствиям. На кровообращение влияет здоровый образ жизни. Вторая составляющая – когнитивная нагрузка. После окончания сенситивного периода, который охватывает детство, мозг безостановочно сбрасывает невостребованные нейронные соединения. Новые появляются, но не с той же скоростью, как отмирают старые. Чем их меньше, тем меньше нейропластичности и интеллектуального потенциала. Нужен запас: даже если там записана полная ерунда, он нужен просто чтобы мыслить, воспринимать информацию. Нагрузка на когнитивную систему приводит к тому, что сброс невостребованных соединений снижается.
Чем более у тебя интеллектуальная работа, тем более умным ты будешь в старости. Чем больше ты занимаешься спортом, тем более умным ты будешь. Чем лучше ты питаешься… Чем разнообразнее твоя когнитивная нагрузка… И так далее. Читать, путешествовать, общаться с людьми, иметь широкую социальную сеть контактов, желательно живых – все это приводит к большей активации нейросетей. Создание для себя максимально разнообразного опыта, насколько хватит денег, таланта, времени, — это сохранит интеллектуальный потенциал. С точки зрения расширения опыта полезно время от времени проводить инспекцию: у меня есть такой когнитивный опыт, что я могу добавить, не потеряв того, что уже есть?
Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции