Публикуем главу из книги «Тело, еда, секс и тревога» популярного клинического психолога и нашего автора Юлии Лапиной. Почему накопилось столько претензий к своей и чужой внешности, почему так трудно похудеть, почему не работают советы из глянцевых журналов, почему не хочется секса? Такие мысли вызывают тревогу, они не просто беспокоят женщин, но и влияют на качество жизни, на здоровье, отношения в семье и на работе. И на вопрос «Что со мной не так?», ответ практически для каждой женщины — «С вами все в порядке, проблема не в вас».

 

 

Как мы выяснили в первой части этой книги, тело и стыд — древний тандем, и его обязательной составной частью является секс. Степень внимания, которое проявляется по отношению к нему, зависит лишь от эпохи и геопозиции. Сегодня секс-шопы завлекают покупателей инопланетного вида приборчиками, эротическим бельем и афродизиаками, журналы учат находить точку G, а эксклюзивные тренинги преподают основы тантрического секса. Мужчинам эпохи виагры для повышения самооценки следует непременно довести партнершу до оргазма, а лучше — до двух-трех подряд. И бедной женщине, не познавшей свою сексуальность, приходится изображать невероятные удовольствия, чтобы не ранить партнера. Или ради того, чтобы «все это скорее закончилось».

 

Однако, находясь в неврозе недовольства своим телом, невозможно не только достичь оргазма, но и вообще расслабиться. Бесконечный поток мыслей о «правильных ракурсах» и «недостатках тела» активизирует цикл стресса, а у природы на этот счет существует четкая установка: там, где стресс, нет места размножению. Ни эротические игрушки, ни советы экспертов не освобождают из этой ловушки, только рождают мучительное: «Со мной что-то не так.»

 

Хочу подробнее остановиться на теме стресса и размножения.

Репродуктивная система женщины вообще «не дружит» с тревогой. Опыты на животных показали, что, если рожающая самка чувствует опасность, родовая деятельность может остановиться. С эволюционной точки зрения это более чем логично: если возникает угроза, нужно срочно спасаться, а все остальное — потом. Примерно то же самое может происходить и с женщинами: попав в родильный дом, они могут испытать стресс как от обстановки, так и от взаимоотношений с персоналом. Более того, в такой момент женщина может ощущать себя беспомощной, а свое тело — предателем, хотя оно лишь пытается обеспечить выживание.

 

Откуда все эти «тараканы» стресса и тревоги приползли в голову современной женщине, ведь мы живем в эпоху достижений сексуальной революции?

Причина в хитро устроенной пирамиде МММ — морали, медиа и медицине.

 

Возможно, вам знакомо понятие «двойное послание» (doublebind). Это коммуникативная ситуация, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания. Например, абсурдное требование: «Приказываю тебе не исполнять моих приказов.» Или когда мать говорит ребенку: «Никогда, скотина ты паршивая, ни на кого не ругайся и не давай себя оскорблять. Понял, засранец ты эдакий?»

 

О непростых последствиях «двойных посланий» для психики написаны тома научной литературы. Но двойное послание встречается не только во взаимоотношениях людей, но и в социальных установках.

 

На мой взгляд, в отношении к женской сексуальности заложена как раз концепция двойного противоречивого послания, а также старая пуританская модель, которая, что бы ни говорили о сексуальной революции, продолжает активно влиять на сознание.

Всего поколение назад было принято выходить замуж девственницей, секс было неприлично обсуждать публично («В СССР секса нет»). Быть матерью-одиночкой считалось позором, а слухами о развратной незамужней соседке, к которой «ходють всякие», запугивали подрастающих девушек. И все это — на фоне практически недоступной контрацепции и абортов без анестезии. И пока в Советском Союзе секс был под замком супружеских спален, а прочитать о нем можно было лишь в самиздате, на Западе гремела сексуальная революция, логично продолжившая вторую волну феминистского движения.

Вот завоевания этой революции: эффективные контрацептивы стали доступны, а широкие слои населения научились их использовать; женщины получили карьерные и финансовые возможности; государство стало оказывать помощь матерям — и это было не формальное пособие, а целая система социальной поддержки, когда рождение ребенка не ввергает женщину в финансовую зависимость от партнера. Также стали открываться многочисленные кризисные центры для женщин, переживающих домашнее насилие, и вообще, многое было сделано для обеспечения телесной безопасности женщин.

Исходя из вышеперечисленного, на повестку дня вполне логично был поставлен вопрос сексуального равенства полов, потому что настоящая телесная сексуальность начинает формироваться, когда решены базовые проблемы телесной безопасности (привет, пирамида Маслоу!).

 

Когда рухнул коммунистический режим, не устояла и тоталитарная парадигма семьи, и ханжеская сексуальная мораль. Слово «разведенка» исчезло из лексикона, а на одинокую маму перестали показывать пальцем уже лет 20 назад, по крайней мере в больших городах. Но при этом подготовительный этап сексуальной революции у нас так и не был полноценно пройден, и на головы женщин, выросших в среде жесткого контроля сексуальности, после падения железного занавеса вместо «можно» обрушилось «нужно». Обложки женских журналов, которые стали появляться, как грибы после радиоактивного дождя, запестрели заголовками: «10 новых оргазмов для твоего партнера», «Сезон курортных романов открыт», «101 способ стать этой ночью лучшей для него.»

Сексуальность вменилась в обязанность, стала влиять на самооценку, и за этим гиперсексуальным шумом свои собственные желания расслышать так же сложно, как и за жесткими пуританскими табу.

 

Появились и другие побочные эффекты увлечения сексуальностью, например измерять свою ценность количеством партнеров. Обычно этой идеей вдохновляются люди с очень сложным и зачастую травмированным самовосприятием — и напрасно, потому что для частой смены любовников нужно иметь как раз высокую, непоколебимую самооценку и отличный иммунитет к негативным комментариям, которые вполне можно услышать от малознакомого человека. Иногда смена случайных партнеров — один из видов зависимости, секс-аддикция, часто встречающаяся у людей, переживших сексуальное насилие.

И таким людям еще сложнее разглядеть свою проблему, если гиперсексуальность и количество половых партнеров становятся для них критерием социальной востребованности.

 

Существующую ситуацию хорошо описывает психолог и педагог Людмила Петрановская: «Говоря очень упрощенно, есть две основные модели взаимоотношений полов. «Восточная.» или «патриархальная», или «архаичная» — назовите как хотите — относится к женщине как к имуществу мужчины, сначала отца, а потом мужа. Имущество, конечно, не может иметь равных с мужчиной прав, но его «берегут», это предписывается религией и традицией и является безусловной обязанностью «достойного мужа» и всей семьи. Восточная женщина просто не сможет оказаться одна на темной улице или в вечерней электричке — ее всегда сопровождают, она полностью защищена от приставаний посторонних. Если же вдруг кто-то что-то себе позволит, наглецу устроят личный ад судебными или внесудебными методами.

При этом от внутрисемейного насилия женщина совсем не защищена. Людям, выросшим в этой традиции, бывает сложно даже объяснить, что такое «изнасилование мужем», для них это выражение не имеет смысла, что-то вроде «украсть то, что и так твое».

 

В некоторых традициях женщинам сложно объяснить даже выражение «секс против твоего желания», потому что нет самого женского желания как понятия. Странным образом — крайности сходятся — в этом моменте такие мизогинные культуры совпадают в восприятии жизни с малолетними проститутками, сбегающими из провинциальных детдомов подзаработать «на трассе». Эти девочки бывают искренне уверены, что все разговоры про желанность и приятность секса для женщины — «гонево», сексуальный акт — это довольно противная, к счастью, не очень долгая процедура, которую надо перетерпеть — ну, как терпят смазывание горла при ангине. Зато к ней прилагаются приятности — денег дадут, покормят, покатают, да еще и ласковых слов наговорят, если повезет на доброго дяденьку. Послушаешь и думаешь — лучше б они были сексуально озабоченными, как считают их воспитатели.

 

Другая модель отношения к женщине гораздо моложе, она находится в стадии становления, можно назвать ее «западной», «европейской» или «моделью равноправия». Она предполагает, что все равны перед законом, имеют равные права на защиту, на распоряжение своим телом. Ни бОльшая физическая сила, ни социальное положение, ни семейное положение не дают никому права посягать на сексуальную неприкосновенность другого человека. Давая женщинам права, она одновременно забирает у них привилегии «оберегаемых», то есть обычно в этой модели женщины работают, ведут самостоятельную социальную жизнь, а значит, ходят в том числе по вечерним улицам, ездят в одиночку в поездах и автобусах, ходят в бары, знакомятся и т. п. И закон защищает их от всех возможных посягательств. Если вдруг кто-то решит, что женщина, идущая темным вечером одна по улице, — легкая добыча, и позволит себе поддаться первобытным инстинктам, у него будут проблемы. И ни длина ее юбки, ни выпитый ею алкоголь никоим образом не будут являться оправданием для насилия по отношению к ней.

 

Своя логика есть и в той модели, и в другой, а настоящие сложности возникают тогда, когда два подхода сталкиваются или смешиваются. А вот положение женщин на пост советском пространстве куда как хуже. В нашем случае происходит не столкновение моделей, а их уродливое скрещивание. Нашу женщину не берегут семья и традиция, но и сила закона по факту ее права не защищает. Она должна работать и возвращаться вечером одна, но, если она подвергнется угрозе насилия, скорее всего, ни полиция, ни сограждане на помощь не поспешат».

 

Действительно, если бы только одна из этих систем существовала в нашем культурном пространстве, то женщина могла бы с ней как-то идентифицироваться. А выходит, какой бы ни была сексуальность — бурлящим водопадом или спокойной прохладной рекой, неизбежно натыкаешься на упрек: «С тобой что-то не так», потому что к тебе применяют «двойные стандарты».

 

Нас долго учили равняться на идеалы, забыв предупредить, что самые незыблемые из них могут рухнуть. Человек, привыкший ориентироваться на идейный компас, потеряется даже в трех соснах, если этот компас даст сбой: если мама с бабушкой будут говорить одно, а манящий мир глянца — совсем другое.

 

Итак, медиа и мораль — составные части общей проблемы. С конца XIX века в сексуальную жизнь со своими критериями нормы и патологии вторгается медицина — третья составляющая МММ-системы.
Купить книгу Юлии Лапиной «Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину» можно здесь 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram