Как только тема традиций появилась в информационном поле, тут же появились разговоры о том, что традиционное надо осовременить. Такой ход мыслей — это как раз следствие того, что после 90-х было много примеров богатства, причем заимствованных, и крохи роскоши. Традиции не нуждаются в «осовременивании». Они есть сами по себе, как есть бриллиант типа Кохинора. Пользуются этим или нет, он просто есть и является самоценностью.

 

Подруга рассказывала, что у нее на Комо был любимый отель. Старинная вилла с соответствующим наполнением и портретом хозяйки в самом дорогом номере. Со скрипучими полами, антикварными зеркалами и диванами. И вот отель перепродали, и новые собственники решили его «осовременить». Показывает фото — получилось безликое нечто. Ну, просто самый обычный отель.

Да, он теперь «для всех», а не только для ценителей, но это все равно, что подстраиваться под детский лепет вместо того, чтобы учить малыша правильно слова произносить. Так же никто не делает.

Надо не «осовременивать» традиционное, а наоборот — традиционным придать вес современному.

У нас слишком узкое понимание даже самого слова «традиции» — оно всплывает в уме конкретными картинками того, что как бы давно не доставалось, не использовалось. И часто слышу эпитет «как из бабушкиного сундука». Ну, это же к потомкам вопросы, почему у них «бабушкин сундук» связан с чем-то «устаревшим», а не с дорогим, ценным, наследственным, желанным, душевным, качественным, любимым.

Причем, отдельно всех спроси — вы что, не любите своих бабушек?
Любят.
А что не так тогда с «бабушкиным сундуком»?
По отдельности слова берешь – и там отличные ассоциации, даже сундук сам по себе ассоциируется с сокровищами и богатством. Вместе два слова произносишь – и откуда-то берется совершенно нелогичная, странная ассоциация про «ненужное старье».
При этом многие смотрят фильмы про аристократов, и там почти 100% интерьера и быта достали из «бабушкиных сундуков».  И никто не пытается «осовременить» замки или серебряные столовые приборы. Ни разу не видела, чтобы элиты своих предков рядили в «модное». Наоборот — все очень традиционно и консервативно.
Короны, к примеру, столетиями дизайн не меняют, и ничего, с каждым годом все ценнее и ценнее.

Традиция как явление — это мастерство, прошедшее сквозь время и связанное с определенным местом.

 

 

Традиция тесно связана еще с таким понятием, как «устои». Отличное слово, как раз то, что сейчас всему миру нужно — устои, устойчивость, надёжная опора, понятия.

У шумеров мир разрушался, когда разрушались понятия — МЕ (прим.: в шумеро-аккадской мифологии МЕ – социальные, этические, культурные, правовые и ритуальные установления, созданные богами).

Традиция – это еще и технологии, материалы, проверенные столетиями. Мрамор, камень, бархат, литье, резка по дереву. Символы определенные. Цвета. Ну нет в геральдике кислотных цветов.

Антиквариат – это его имитируют в новых вещах для того, чтобы они выглядели дороже. Никому и в голову не придет осовременивать софу начала XIX века или ковер столетний. Именно эти вещи придают любому пространству весомость. Благодаря этим вещам делают интерьер роскошным.

Когда емкости и мастерства не хватает, когда не хватает ресурса, используется китч, рассчитанный на людей, которые не могут вынести давления временем. И через китч происходит упрощение. Как беззубому младенцу дают перетертое яблоко, потому что просто яблоко он еще съесть не может. Не развит он под целое яблоко или стейк.

Основная ошибка в поднявшейся, наконец, теме традиций и наследия в том, что есть дискус и вопрос: «А как старое вписать в новое? Как его осовременить»? Никак. Верный ответ — никак.

Не надо упрощать идеальное, если оно уже создано и просто есть.

Сам вопрос — следствие того, что мы слишком упростились, и нам сложно выдерживать вещи «на века».

При этом же бренды делают одну и ту же сумку десятилетиями, максимально извлекая прибыль именно из времени. Делают вещи вне моды, и за ними очередь. Меняется только цвет, никто не думает, что, если эту сумку носили уже бабушки Келли и Джейн Биркин, ее надо обязательно осовременить.

Нет. Именно к традиционному мастерству индустрия обращается, когда хочет подороже продать или придать весомости коллекциям. Или подчеркнуть, что они «не вчера родились».

Люди всегда хотят к вечности прикоснуться, даже если они такими словами не думают и не говорят.  Все остальное – это форма: вязаные коврики, которые Миу Миу в этом году выпустили, или хрустальные бокалы, или кусочек натурального дерева в отделке Майбаха.
Надо перестроить ход мысли. Не традицию «осовременить», она в этом не нуждается, а себя почувствовать достойными того, чтобы в настоящем использовать роскошь традиционного, усиливая тем самым современное.

Кстати, про сундуки.

 

Вот какая разница?

Обе вещи вне моды и времени. И там, и там традиционные технологии и материалы. И то, и другое ассоциируется с прошлым. Разница только в рисунке/символах/знаках. Один рисунок людям кажется стоящим миллионы, а другой — нет. И почему-то один люди сразу придумают, как встроить в современный интерьер, да просто посреди комнаты поставят, а про другой: «Ой, а куда это»?

 

Автор коллажа: Оксана Осинина

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.