Открываю бизнес: зачем искать узкую нишу?
Задумываясь о собственном бизнесе, мы часто не знаем, как сделать маркетинг своим ресурсом и союзником, а не черной дырой, куда уходят деньги, время и силы. Как поиск своей уникальной ниши может стать первым шагом на пути к успеху?
Итак, решено. Хватит сидеть в офисе, или бегать по собеседованиям (двое детей? последние пять лет в декрете? мы вам перезвоним).
Начинаю свой бизнес!
Как часто вы говорили себе эту воодушевляющую фразу? Что чувствовали? Гордость, душевный подъем, а потом неуверенность, страх. Да, у вас есть увлечение или даже профессия, которые могут стать бизнесом. Фотография, здоровое питание, кулинария, имидж, раннее развитие, психология, коучинг.
Но сразу возникают вопросы:
- Как найти клиентов, ведь на рынке уже так много предложений конкурентов, и у них уже есть аккаунты с тысячами подписчиков;
- Как назначить цену – дешевле всех, такую же, или выше средней – вы же профессионал;
- Нужен ли сайт или можно начать продажи со страницы в Instagram? А как же “создавать контент” – у меня даже в школе были тройки за сочинения, я ведь не писатель, я просто умею делать полезные сладости.
Но самый сложный вопрос – за что браться в первую очередь? С чего начать продвижение своего товара или услуги?
Маркетинг — это система, и она работает по четким и одинаковым для всех законам.
Например, если вы только выходите на высококонкурентный рынок, начинать думать о продвижении нужно только после того, как вы определите свою нишу. И чем более узкой она будет – тем проще вам будет продвигаться и продавать. По моему опыту консультирования, это предложение часто вызывает бурную реакцию. “Как же так, ведь я психотерапевт, у меня огромный опыт, и я могу работать и с детьми, и с подростками, и с семьями, и с теми, у кого не получается создать семью. Я это умею!”
Казалось бы, все верно. И продукт классный, и вы – профессионал. Но задача продвижения усложняется просто в геометрической прогрессии, как только я задаю следующий вопрос: «А для кого ваш продукт?»
На этой стадии приходит понимание, что взаимодействовать придется с очень широкой аудиторией, продвигаться по огромному количеству каналов, создавать разный контент для разных аудиторий и каналов.
Говорить со всеми – значит, не говорить ни с кем.
Сравните два сообщения:
“Свадебный фотограф в любой точке мира. День, который останется с вами навсегда! Тематика: девичник и мальчишник, сборы невесты, церемония, свадебный портрет, love story, эмоции гостей, дети на свадьбе, свадебный декор.”
и
“Услуги профессионального фотографа. Все виды съемок. Индивидуальный подход, отличное качество фотографий”.
Ниша и только ниша поможет вашим клиентам найти вас. А вы, в свою очередь, получите конкурентные преимущества:
- Экспертность.
К кому вы пойдете учить английский для поступления в университет в США? К тому, кто готовит к сдаче TOEFL, консультирует по выбору ВУЗа и помогает подготовить пакет документов для поступления, или к тому, кто обещает обучение с носителями языка для всех уровней и гибкий график? - Повышение среднего чека.
Вы – специалист в своем деле, и можете предлагать сопутствующие товары и услуги: например, тренер по пилатесу может продавать своим ученикам в группе индивидуальные занятия, тематические туры, оборудование для домашних занятий, одежду, консультации по питанию и т.п. — потому что знает про пилатес все, и ей доверяют. - Увеличение доверия и лояльности клиентов.
Чем уже ваша специализация, тем больше вы знаете о своем предмете: “Этот психолог глубоко занимается темой развода, у нее даже книжка про это есть, она точно сможет мне помочь”. - Помогает проще вас запомнить: вы — “те самые, кто делает это лучше всех”: “у нее самые красивые и вкусные торты для детских праздников, и она так здорово придумывает что-то особенное для каждого ребенка”.
Поиск своей ниши — процесс творческий, и потребует от вас максимальной включенности. Я предлагаю всем, кто увидел практическую пользу в поиске своей ниши, вооружиться бумагой и ручкой и ответить на несколько вопросов, которые зададут направление поиска.
- Что я могу делать действительно классно в выбранной сфере, какие результаты у меня уже есть? Какие преимущества: личные способности, опыт и экспертиза, профессиональные связи, поставщики, ресурсы. Как извлечь максимум из имеющихся ресурсов, как конвертировать мои умения и знания в услуги. Как развивать новые навыки, полезные для бизнеса, которые сделают его привлекательным, особенным для клиентов?
- Как все это скомбинировать, чтобы предложить моему клиенту максимальную пользу?
- Какие конкретно проблемы клиента я буду решать?
- Кто мой идеальный клиент?
- Мое ключевое предложение для него?
- Существует ли уже рынок для данного продукта/ услуги, есть ли люди, которые уже тратят на нем деньги?
Хочу обратить ваше внимание на типичные ошибки при выборе ниши:
- Вы думаете не о том, чего хочет клиент, а о том, что вы можете ему предложить. Например, вы продаете гастрономический тур в Италию, в который включен осмотр достопримечательностей, сессия с лайф-коучем и занятия по йоге. Но те, кто едут в экскурсионный тур и хотят побаловать себя итальянской кухней и вином, не собираются сочетать это с йогой или обсуждением запросов на изменения. Йога, медитация, трансформационные практики требуют уединения, определенного внутреннего состояния. И это – совсем другая потребность.
- Вы не представляете, готовы ли люди платить за эту услугу. Возможно, они и хотели бы получить ее, но платить за нее не готовы или готовы платить гораздо меньше. Например в шведской деревне, где я живу, нет Uber. Потому что в каждой семье несколько машин, плотность населения небольшая, и спрос на услугу такси мал. Водитель не поедет за 25 километров из соседнего города, чтобы подвести кого-то до поликлиники или до магазина по тарифу эконом.
А теперь, когда у вас появились идеи по поводу ниши, обязательно проверьте их “в полях”. Поговорите лично хотя бы 10 существующими или потенциальными клиентами.
Выясните:
- Интересно ли ваше предложение тому сегменту, на который вы ориентированы.
- Что будет основной причиной обращения к вам – почему клиенты выберут именно вас.
- Что критикуют в вашей идее ваши потенциальные клиенты.
Свободного вам поиска!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции