Работая инструктором, я постоянно сталкиваюсь с жалобами людей на то, что йога — это специфическое занятие, там неудобно, тут больно, и инструктор странный, что йога — это секта. Такое впечатление формируется после посещения занятия с явными нарушениями травмобезопасности практики.

 

А также потому, что инструктор ведет себя с позиции гуру, просветленного и диктующего свои правила. Такой человек дает суровую физическую практику, делает глубокие правки в асанах и мало обращает внимания на реальные потребности занимающихся. В итоге сам тон урока приобретает краски давления, строгости, позиции “злой учитель — провинившийся ученик”. 

И дело не в стиле йоги и не в отстройках асан. Дело в том, как данный конкретный инструктор подает информацию на уроке. Как он его организовывает и интерпретирует ведение занятия. Потому что всегда дело в самом преподавателе — стиль йоги сам по себе вряд ли нанесет вам вред. Он может быть для вас продуктивным или не очень. Но травму можно получить именно от самого подхода инструктора к преподаванию. 

Поэтому ниже я даю перечень маркеров, которые точно помогут вам понять, что на такие занятия ходить не стоит. 

 

Маркер 1. Занятие начинается без разминки. 

Каков бы ни был стиль, разминка обязательно должна быть. Нельзя сразу начинать выполнять силовые и, тем более, позы гибкости без разогрева. 

Что дает разминка: после длинного рабочего дня особенно в сидячем положении ваши мышцы становятся закостеневшими, напряженными. Их нужно сделать более эластичными. Для этого мы запускаем кровоток в них, легкие упражнения позволяют выделить энергию и принести тепло в мышцы. Увеличивается дыхательный запрос, и в мышцы поступает нужное количество кислорода для обеспечения такой подвижной и силовой практики, как йога. Учащается пульс, и кровоснабжение становится постоянно усиленным и приносит в мышцы много крови. 

Без разминки вы легко можете получить травму, потому что организм не подготовлен к нагрузке. Только преподаватель решает, будет ли у вас разминка и какая. 

 

Маркер 2. Асаны не зависят от уровня ученика

Да, занятия в группах смешанные. Редко можно встретить разделение на начинающих и продолжающих. И тем не менее, даже в рамках смешанной группы преподавателю стоит давать опции для тех, кто пришел сегодня первый раз, и для тех, кто уже давно и может выполнить более сложный  вариант. 

Также общая канва практики должна соответствовать общему уровню группы: урок не должен быть сильно сложным, даже если группа занимается уже полгода. Он должен быть ровно на том уровне, который они способны взять.

 

Маркер 3. Что отвечает инструктор на ваши жалобы и вопросы.

Если вы говорите, что у вас болит колено, а инструктор отвечает что-то невнятное, не дает вам опцию, или, что еще хуже, велит терпеть боль — это не нормально. Такой подход к преподаванию недопустим. Учителю стоит разобраться, что и как у вас болит, подобрать подходящую асану, возможно упражнение вообще стоит пропустить. 

Эзотерические объяснения в духе запустившегося кундалини, раскрытия чакры или накопленных негативных эмоций в этой зоне не подходят. Мы работаем с реальным телом, которое может получить реальную травму. И учитель имеет возможность оградить вас от нее. 

 

Маркер 4. Низкая температура в зале и сквозняки. 

В таком помещении легко получить травму или сделать работу тела бесполезной, потому что организм будет отдавать все силы на согрев, а не на практику. Так как греют тело мышцы, то, вместо того, чтобы заниматься асанами, они будут весь урок пытаться согреть тело, ощущая низкую температуру в помещении. Для выработки тепла мышцы напрягаются. Выполнять упражнения с напряженными мышцами, тем более на гибкость и на растяжку крайне травматично. 

И пользы для мышц в этом нет — продолжая отдавать тепло в тело, они не смогут правильно выполнять работу в упражнении, а значит, занятие пройдет впустую. 

Сквозняк легко может продуть разогретые мышцы, а когда вы выполняете статику на уроке — вы мгновенно остываете. И это может спровоцировать травмы и свести к нулю эффективность урока. На шавасане сквозняки максимально опасны. Поэтому учителю стоит удостовериться в отсутствии сквозняков, проложить щели тканью, заклеить их, а открывать окна тем более нельзя. 

 

Маркер 5. Учитель оказывает глубокий аджасмент в асанах. 

Правки — это коррекция положения в асане голосом или пальцами, без давления, чтобы выстроить тело правильно и задать направление движения. Аджасмент — это углубление позы с помощью силы стороннего человека. И такой вид коррекции в асане крайне опасен и на общем групповом занятии не рекомендован к применению.

Вы можете делать то, что вам доступно сейчас на максимуме своих сил. А сила инструктора может создать травму, вплоть до очень серьезных. Вы вправе отказаться от таких правок, а если занятие у данного учителя строятся именно на глубоком аджасменте — стоит задуматься о смене инструктора. 

 

Маркер 6. Я — наставник, ты — ученик, которого я оцениваю.

Такой тон урока не редкость. Личный опыт, личная развитость тела заставляют учителя подходить к преподаванию именно с такой позиции, и это отпугивает занимающихся. С таким человеком сложно построить диалог и личный контакт, а из-за этого эффективность практики снижается. Ведь будет сложно задать вопрос и получить компетентный ответ, разбор вашей личной ситуации. Скорее всего, вы будете слышать надменные ответы и насмешливое отношение к вашей проблеме. Желание заниматься практикой будет пропадать. 

Учителю стоит организовать ведение и менеджмент класса, поставить себя на позицию тренера, но никак не развить холодность и разобщенность в группе и с собой как с преподавателем. Дружеские и искренние отношения с учениками формируют доверие у учеников. И только преподаватель решает, как ему вести себя на классах. 

Как мы видим, эти маркеры не имеют отношение к стилю. Они напрямую связаны с тем, как учитель выстраивает свое преподавание. Что оно значит для него, как он видит общение с классом, и как относится к травмобезопасности. 

Выбирайте человека, который заботится о вас и настроен на вашу практику, а не на свои проекции. 

Хороших занятий!

 

 

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.