Умение управлять эмоциями, в том числе своим собственным гневом, — необходимое качество для современной благополучной жизни. Человек часть общества и, как ни крути, было бы неплохо устранить напряженность в общении и получать удовольствие от встречи и дружеской беседы. В книге Майк Эннесли «Как общаться с трудными людьми: Слышать, понимать, договариваться и справляться с эмоциями»  вы найдете советы, как справляться с жалобами, агрессией и нежелательным вниманием противоположного пола, как поддерживать и успокаивать других людей, а также научиться прощать.

Как читать эмоции
Если с человеком тяжело общаться, в этом, как правило, играет роль эмоциональный фактор. Неумение договариваться или конфликт интересов — все это может завести в тупик, это порождает гнев. Он же развивает зависть, вину или нетерпение. Понимание собственных эмоций помогает управлять и чужими. Эмпатия позволяет снисходительнее относиться к нервным людям. Кроме того, повысив самооценку и укрепив уверенность в себе, вы сумеете эффективно общаться с людьми.

Как абстрагироваться от эмоций
Научитесь отстраняться от любых своих эмоций, быть независимым от них. Эмоции влияют на мысли и поведение, только если вы им это позволяете. Чтобы абстрагироваться от конфликтной ситуации, достаточно короткой паузы. Представьте, что между вами и вспыльчивым человеком — прозрачное стекло, а вы ученый, изучающий поведение собеседника. Понаблюдайте, о чем говорят его телодвижения: возможно, вы получите ответ, почему этого человека так захлестнули эмоции.

Как погасить чужой гнев
Многие думают, что лучшая реакция на чужой гнев — оставить человека в покое и дать ему «перегореть», по принципу катарсиса. Однако исследования показали, что это скорее увеличивает эмоциональный накал. Лучше научиться гасить гневные вспышки. Очень важно в ответ на вспышку гнева самому не расстраиваться, не нервничать и не приходить в ярость.

Как справиться со слезами или паникой
Никогда не говорите «Успокойся». Это слово совершенно бесполезно. Столь же бессмысленны призывы вроде «Не плачь!» или «Тебе надо выплакаться». Просто дайте человеку спокойно поплакать и не акцентируйте на этом внимание, чтобы не усугублять и без того неловкое положение. Фраза «Давай это обсудим», напротив, подразумевает сочувствие и поддержку. Дружеские объятия могут творить чудеса, достаточно похлопать человека по спине или по плечу, чтобы продемонстрировать поддержку.

Как оказать поддержку
Даже у самых уверенных в себе людей бывают времена, когда им нужна поддержка. Оказывать поддержку — одна из почетных обязанностей настоящих друзей. Когда друг обращается к вам за помощью, пересмотрите свои планы, уделите ему хотя бы несколько минут. Помните: вы можете отмахнуться от его проблем, а он, скорее всего, нет. Будьте терпеливы.

Как поступать с жалобами
Для начала — слушать и понимать, а не выстраивать противотанковые баррикады. Затем непредвзято проанализируйте ситуацию, задавая, если нужно, вопросы: с теми, кто жалуется, всегда старайтесь обходиться предельно вежливо. С жалобами нужно разбираться быстро и эффективно — во-первых, чтобы они не множились, а во-вторых, чтобы успеть восстановить свою репутацию. Самый быстрый и простой способ — извиниться, даже если вы не считаете себя виноватым. Разобравшись в подробностях ситуации, продумайте решение, которое устроит другую сторону.

Как справиться с ревностью партнера
Возмущаться в ответ на ревность — все равно что подливать масла в огонь. Старайтесь не поддаваться эмоциям и призовите на помощь сочувствие: ваш любимый человек страдает от психологической проблемы, которая вредит тому, что дорого вам обоим. В каком-то смысле ревность дает вам власть над чужими эмоциями. Предложите поговорить. Разговор о ревности — всегда разговор о границах: что оба партнера могут делать, не нарушая негласных правил.

Как научиться прощать
«Трудный человек» совсем не обязательно означает «человек, которого надо изгнать из своей жизни». Да и не всегда это выполнимо — особенно если речь идет о членах семьи или о коллегах. Если трудности в общении с ними вас злят или обижают, такие эмоции наверняка навредят вашим отношениям. Разумеется, вы не обязаны их прощать. Помните: прощение нужно вам, а не другому. Прощая, вы отпускаете обиду, разрушающую ваш внутренний покой. Будьте готовы, что мир восстановится не сразу: должно пройти время.

Как реагировать на оскорбления
Слова не оставляют шрамов, но унижают так же, как физическое насилие. А иногда слова и не нужны — достаточно смерить собеседника презрительным взглядом или хлопнуть дверью. Дайте понять, что вы не собираетесь терпеть такое отношение. Если
это происходит в личной жизни, единственный выход — разорвать связь: для начала ограничьте общение и позаботьтесь, чтобы у вас были свидетели, готовые подтвердить, что ваши обвинения не голословны. Обсуждение проблемы поможет вам решить для себя, не делаете ли вы из мухи слона.

Как противостоять сексуальным домогательствам
У разных людей разный порог толерантности и разные защитные тактики, но никто не обязан мириться с какой бы то ни было формой насилия. Если вы уверенный в себе человек, то можете пристыдить виновника, просто упрекнув его — наедине или при свидетелях. Однако после непременно пожалуйтесь начальству или даже заявите в полицию, но только если чувствуете, что это оправданно. Любые комментарии по поводу женской фигуры, декольте или сексуальности — это табу, равно как и «нежные» обращения, и неподобающие прикосновения. А когда такие выходки позволяет себе начальник, это выглядит еще и как злоупотребление властью. Если с вами произошло что-то подобное, сначала просто заявите обидчику с глазу на глаз, что такое поведение вам «неприятно»: это слово однозначно дает понять, как вы настроены.

Благодарим издательство «Альпина Паблишер» за предоставленную электронную версию книги.

 

Бумажную версию можно приобрести здесь