Написала слово «эффективность» и задумалась. Хотела как-то пошутить, типа «эффект-дыфект», но не решилась. Потом придумала название текста «как мыть чайные ложки в эпоху эпидемии», но испугалась, что сочтут за мануал по дезинфекции. На самом же деле я хотела поговорить про ритмы и даже где-то про музыку.

 

Хотела давно, тянула, но внезапная популярность моих текстов про обычную, бытовую домашнюю жизнь маркирует некую нарастающую потребность; и я, наконец, пишу. Потребность в чем? В замедлении? нет. Я об этом думала. Я думаю, в более тщательной калибровке, то есть, извините за затасканный штамп, в индивидуальном подходе к себе. И это не так скучно, как кажется.

 

1. Есть ритм сезона.

Мы работаем с этим на моем простеньком проекте «Карамельные дни», где, к моему удивлению, очень ярко проявилось стремление одушевить сезон, сделать из него персонажа. Весна воспринимается как желанная и обманувшая ожидания гостья, лето – как любимый человек, погостивший слишком мало, осень и зима – как враги или война.

 

То есть сезон – не климат, который нужно учитывать, а испытание, с которым нужно справиться и как-то отнестись. Не сдамся, не надену шапку, не изменю питание, не уменьшу нагрузки, не замечу, проскочу мимо, плюну в рожу и все равно буду жить так, как хочу; а хочу как летом.

 

Таким образом существенно игнорируется замедление ритма. Сезон танцует с вами, он ваш партнер в этом танце, сезон больше человека, но мы продолжаем быстро бежать, как если бы не сменилась музыка. Похолодание или высокая жара – это ритмы замедления. Всегда. Но замедлиться стыдно. Танца в итоге не случилось, случилось спотыкание.

 

2. Есть ритм недели и суточные ритмы.

В моих работах про осень и зиму даже есть «большие одеяльные дни». Но много лет я выслушивала жалобы на «мне так стыдно, я в выходные даже не чистила зубы, спала и ела».

 

Стыдно – потому что счастливый человек, у которого все в порядке, в выходные умытый и свежий бодро встает на лыжи или идет в спортзал, или ведет детей в музеи. А ты лежишь в ночной рубашке и всклокоченная и хочешь предбанник к понедельнику: еще кусочек выходного.

 

Игнорируется усталость, а игнорировать ее можно только блокировав сигналы тела. Выход для бодрых и румяных трудоголиков обычно в болезни: ходила-ходила на лыжах, условно, потому что хорошая мать, работала по вечерам, потому что бизнес, а потом заболела и наконец-то отоспалась без чувства вины, все отстали. (Тело шептало, а потом стукнуло кулаком по столу и легло).

 

Возможно, стоит легитимизировать уже старенькую «ночнушку» и всклокоченность выходного дня, если вы работаете по 40-50 часов в неделю. Возможно, это сбережет вам базовое здоровье.

ОНЛАЙН-КУРС ORGANIC WOMAN

Хотите бережного анализа вашего эмоционального состояния, нежных и надежных советов от Юлии Рублевой, как проживать сложные моменты, а также лекции специалистов в области психологии и финансов? Вам на курс!

 

3. Есть ритм события.

Неважно, что произошло, ваша свадьба или пандемия и полный карантин, — не вдаваясь в биохимию стресса, это был квик-степ, быстрый фокстрот, когда вы неслись боком в прыжках.

 

Для красоты вашего танца спустя какое-то время нужно делать длинные медленные шаги. Откат, который произошел практически со всеми моими знакомыми, включая меня, в середине лета – именно про это.

 

Ничего не можется, ничего не хочется. Руки опустились. Ритм замедлился, нужна перестройка дыхания, отмена нагрузок, уважение к своему бессилию. Но страшно и стыдно.

 

Если грамотно слушать ритм, то это про лечь, затаиться, уйти на дно, плавать, а не танцевать. Иногда с нами не случаются совершенно никакие танцы. Тогда, как вы помните, я устраивала онлайн дискотеки на сотни человек. А потом сдулась. Не смогла ничего. Какие танцы, от всего тошно.

 

Отменив прежний ритм, не выдержав его, сдавшись бессилию, я избежала выгорания. Моим партнером в то время была реактивная депрессия – подавленность в ответ на события. У нее ритм – как удары сердца спящего человека, медленные, гулкие, редкие.

 

С тех пор я научилась мыть чайные ложечки медленно и по одной. Я быстрая и быстро все делаю, а тут хватало сил взять одну чайную ложку, намылить губку, неловко помыть ею ложку, сполоснуть, поставить. Было неловко быть такой неловкой. Но я имела наглость потом еще и пойти отдохнуть: я бы и поплакала, но не получалось.

 

4. Есть ритм своего состояния.

Бывают дни, когда хочется только углеводов. Бывает – когда не в силах идти в спортзал. Бывает – когда весь день ничего не ешь, скачешь веселой козой, и все успела, и денег заработала. Иногда до смерти хочется массажа, а иногда не терпишь никакие прикосновения. Все дни – разные, как луна.

 

Я, давая себе столько покоя, сколько мне раньше и не мечталось, исчерпала до дна это замедление: и теперь хочу умеренного стресса и физических нагрузок. Я пока недостаточно стара для столь размеренной жизни.

 

(И, конечно, свой ритм у любого возраста).

 

Тренированное внимание к себе приносит результаты. Мы неодинаковые каждый день. Мы очень отличаемся и друг от друга. Ничьи диеты, рецепты успеха/здоровья/красоты и прочее не подходят нам на 100%. Только свое.

 

Если слышать свой ритм, танцевать с жизнью становится проще. Я недавно слушала музыку, которой вздергивала себя на подвиги, когда уставала. Мне она больше не нужна: у меня другое дыхание и я перестала путать ажитированную тревогу со здоровой энергичностью.

 

Но я подавлена событиями и ограничениями, территория контроля съежилась до полочки в шкафу и духовки с пирогом, ну, значит, это ритм пятачка, на котором не получается делать длинный шаг, только мелко топтаться на месте, как в медленном танце в сельском клубе. За неимением фокстрота или танго – пока так.

 

 

Все актуальные авторские курсы и программы Юлии Рублевой здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.