«Горячие руки – горячее сердце»: как на нас влияет температура

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как внешние стимулы влияют на внутреннее восприятие? Почему нам так тепло в компании друзей, но мы дрожим от холода перед знакомством с новым руководителем? Почему мы мечтаем о пледе и горячем шоколаде во время дождя? 

 

Автор книги «Теплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения», психолог Тальма Лобель рассказывает в ней о том, как горячие напитки помогают заключить выгодную сделку, расположить к себе собеседника и по-другому ценить близких людей.

 

Как на наши эмоции влияет температура

Неужели такая мелочь, как теплая кружка в руках, меняет взгляд и заставляет нас видеть людей в более приятном свете? Какие психологические процессы за этим стоят? Температура в самом деле влияет на наши чувства к конкретным людям. От температуры может зависеть даже то, насколько близкими и родными мы будем считать людей. В 2009 г. два голландских исследователя попытались выяснить, влияет ли температура на наше отношение к людям. Экспериментатор (делая вид, что занят установкой опросника в компьютер) давал испытуемым подержать в руках горячий или холодный напиток. Позже, взяв напиток обратно, экспериментатор предлагал испытуемому представить себе кого-либо из знакомых и оценить свое отношение к нему. Те, кто держал в руках теплое питье, чаще отзывались о задуманном человеке как эмоционально близком, а те, кому вручали холодное питье, – наоборот. Результат воистину поразительный, ведь большинство из нас полагает, будто наше отношение к знакомым день ото дня остается неизменным и уж точно не зависит от температуры кружки в руках.

 

Связь между сознанием и телом очевидна во всем, что мы делаем

Все, что мы видим, ощущаем кожей, пропускаем через другие органы чувств, – все влияет на наше восприятие почти незаметно для нас самих. Психологи обычно исследуют страхи, желания, воспоминания и эмоции. Но как же быть с внешней средой, окружающей нас? Особенно в условиях, когда мы должны добиться определенного результата – в работе, на собеседовании или экзамене, на спортивных соревнованиях? То, что происходит вне сознания соревнующихся, тоже влияет на итог и может стать причиной победы или поражения. Подход же воплощенного познания позволяет видеть, что результат, например, театрального прослушивания может зависеть от несущественных на первый взгляд деталей, таких как жар от софитов, цвет занавеса и наличие ярких логотипов с названиями престижных учебных заведений или популярных телевизионных реалити-шоу. Теория воплощенного познания предполагает, что мозг не способен работать в отрыве от физических факторов.

Связь между физическими ощущениями, эмоциями и действиями не метафорическая, а самая настоящая. Изменения температуры влияют на наш настрой. Приятная теплая погода делает нас радостнее, жара ассоциируется с агрессией. Как выяснилось, пустые разговоры о погоде – не такие уж пустые, фраза «Как тебе погода?», по сути, вежливый вариант фразы «Да что с тобой такое?».

 

Холод и одиночество

В Канаде, в городе Торонто, столбик термометра зимой редко поднимается выше –6 °C, жителям города несколько месяцев приходится жить среди снегопадов, льда, снежного крошева и холодного ветра – в этих подходящих для эксперимента условиях два исследователя из Торонтского университета изучали связь между чувством холода и чувством одиночества. В одном эксперименте исследователи просили каждого из 32-х студентов первой группы вспомнить ситуацию, в которой испытуемый чувствовал себя изолированным, отторгнутым от общества и одиноким: например, его не пригласили на вечеринку, не позвали в команду и пр. Второй группе из 32-х студентов предложили вспомнить ситуацию, когда испытуемого включили в какое-либо сообщество – например, приняли в клуб. После этого задания экспериментатор сознательно менял тему и спрашивал тепло или холодно в аудитории. Студенты, рисовавшие себе ситуацию одиночества, называли температуру более низкую, а те, кто думал о приятном времяпрепровождении в компании, более высокую, при этом все они сидели в одной и той же аудитории.

Ощущение холода или тепла зависит не только от температуры в помещении, но и от настроя. Если вы чувствуете себя одиноким (когда вас отстранили от деятельности или когда вы находитесь в одной комнате с людьми, не разделяющими ваших мнений, взглядов и ценностей), ваше физическое и психологическое состояние меняется. Даже если вы просто стоите или сидите далеко от человека или группы, вы чувствуете себя изолированным. Комната становится холоднее. И напротив: если вы чувствуете себя частью компании, если вы находитесь в помещении с людьми, разделяющими ваши взгляды и вкусы, или если вы сидите с кем-то рядом, то вы ощущаете комнату как более теплую. Если вы устраиваете встречу или прием, проследите, чтобы в помещении было тепло, хотя бы в начале мероприятия; в холодное время года помогут горячие напитки, обед можно начать с теплого супа. Одинокие люди или те, кто оказался в новой, незнакомой обстановке, нуждаются в тепле как физически, так и психологически.

 

Температура, щедрость и доверие

Может ли температура влиять не только на наши мнения и ощущения, но и определять наши поступки? Способствует ли утренняя чашка горячего чая или кофе более открытому и позитивному отношению и даже большему доверию к людям? Уильямс и Барг – исследователи из Йельского университета придумали способ это выяснить. Участникам эксперимента они сказали, что проводят маркетинговое исследование покупательского спроса, и дали испытуемым «новый товар» – электрогрелку. Испытуемых просили подержать в руках грелку (теплую или холодную), оценить ее эффективность и сказать, порекомендовали бы они ее друзьям, членам семьи и незнакомым людям. Главной частью исследования, впрочем, был не опрос, а то, что происходило после него. Каждому испытуемому в благодарность за участие в исследовании давали на выбор два бонуса: возможность подкрепиться самому или небольшой подарочный сертификат для кого-нибудь из друзей. Результат был впечатляющим. Из тех, кто держал в руках холодную грелку, около 75% решили вознаградить самих себя и только 25% сделали выбор в пользу подарка для друга. Из тех, кому досталась теплая грелка, 54% против 46% предпочли сделать подарок другу, а не порадовать самих себя. 

Филантропия и благотворительные пожертвования связаны скорее с эмоциями, чем с рациональными размышлениями. Мы не так уж склонны беспечно раздавать подарки в приступе внезапного человеколюбия, у нашей щедрости обычно есть причины: мы либо хотим вызвать признательность и уважение у того, кому делаем подарок, либо стремимся иметь репутацию щедрого человека, либо желаем чувствовать себя важным и нужным.

Эффект тепла, влияющий на щедрость, доверие и расположенность к людям, может показаться слишком кратким: физические ощущения воздействуют на мозг лишь в течение недолгого времени. Однако мгновенное решение может иметь продолжительные последствия. Знать о таком эффекте – первый шаг к тому, чтобы распознавать и контролировать сигналы, получаемые нами от окружающей среды и взаимодействующих с нами людей.

 

Выводы: теплая чашка и важные решения

Представьте себе: теперь вы можете улучшить исход первого свидания или деловой встречи, достаточно лишь угостить партнера горячим напитком или пригласить его в японский ресторан, где перед едой посетителям предлагают теплые полотенца. Когда вам нужно выглядеть в чьих-то глазах человеком теплым и благожелательным, дайте такому человеку чашку горячего чая или кофе. Во время переговоров о заработной плате, продаже или разводе, когда вы хотите прийти с собеседником к компромиссу или добиться от него большей щедрости, эспрессо или чай вместо прохладительного напитка помогут вам склонить весы в вашу пользу. 

 

Благодарим издательство «Альпина Паблишер» за предоставленную книгу для обзора.

Тальма Лобель, «Теплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения» на сайте издательства 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.