«Не хочу учиться»: как родители убивают мотивацию детей к обучению
Ребенок забросил учебу, отказывается читать книги и все свободное время проводит за просмотром мультиков и разглядыванием комиксов? К такому результату часто приводят не особенности ребенка (хотя и они тоже), а ошибки, которые мы как родители совершаем. Что именно мы делаем не так и как мотивировать детей правильно?
Как ребенок учится?
Каждый ребенок — маленький исследователь. Он стремится познать окружающий его мир, найти закономерности, каталогизировать и систематизировать все вокруг. В норме любой ребенок хочет учиться и узнавать новое. А вот апатия, утрата интереса и нежелание учиться ненормальны.
В разном возрасте дети учатся по-разному:
В дошкольном возрасте обучение осуществляется в основном через игру и развивающую среду. Это не значит, что мы должны завалить ребенка развивающими игрушками и специальными пособиями. Это значит, что нам нужно обеспечить ему доступ к разной информации и разным активностям.
В школьном возрасте формат обучения меняется. Детям объясняют материал на примерах и опытах, а затем он закрепляется при выполнении классных и домашних заданий, на контрольных и проверочных работах. Элементы игры и геймификации присутствуют и в школьном обучении.
Что влияет на интерес к обучению?
Интерес к обучению складывается из нескольких составляющих:
Удовлетворение базовых потребностей. Если у ребенка не удовлетворены базовые физиологические потребности, а также потребности в безопасности, принятии и автономии, он не будет учиться. Все его ресурсы направлены на выживание. А в этом случае не до учебы.
Познавательный интерес. Он отражает само стремление ребенка узнать новое и получение положительных эмоций от процесса обучения. Это та самая мотивация, которая помогает ребенку самому хорошо учиться.
Способности ребенка. Одному проще даются точные науки и задачи на логику. Другим — творческие задания, для решения которых нужно использовать нестандартные подходы и фантазию. Когда ребенка загоняют в рамки, не соответствующие его способностям, он теряет мотивацию к обучению.
Базовые знания. Если у ребенка нет базовых представлений о мире, которые формируются в дошкольном возрасте, ему сложнее дается обучение в школе.
Влияют на мотивацию к учебе наш стиль воспитания, ожидания и требования, которые мы предъявляем ребенку.
Как мы убиваем мотивацию детей?
Иногда, исходя исключительно из лучших побуждений, мы загоняем детей в очень жесткие рамки. Помимо детского сада или школы, мы отдаем ребенка в спортивную секцию, театральный кружок, на английский, сольфеджио, логику и живопись. Мы хотим, чтобы ребенок развивался гармонично и мог осознанно выбрать, кем он хочет стать, когда вырастет.
В реальности это приводит к противоположному результату. Ребенок кое-как учится в школе, прогуливает дополнительные занятия, а в свободное время ничем не занимается и не интересуется.
Вот основные ошибки, которые приводят к такому результату:
Слишком большая загруженность.
Если день ребенка расписан буквально по минутам, а вы постоянно заняты его логистикой с одного занятия на другое, а в свободное время вместо отдыха вы предлагаете ему развивающую литературу или другие полезные занятия, то рано или поздно ребенок откажется учиться. Он явно перегружен, некоторые занятия ему неинтересны, и он ходит на них только для того, чтобы не огорчать вас. Нагрузка должна быть посильна и адекватна возрасту.
Высокие требования.
Конечно, мы хотим, чтобы наш ребенок был самым лучшим: всегда получал хорошие оценки, все успевал и со всем справлялся. Однако в реальности такие требования могут вредить ребенку. Он приносит четверку за сложную контрольную или проект, над которым он трудился не один месяц, а вместо похвалы получает равнодушие и фразы, что можно было бы и лучше. Если ребенка ругают за любой отличный от идеального результат, он рано или поздно перестанет стараться и откажется учиться.
Равнодушие.
Маленький ребенок задает огромное количество вопросов. Ему интересно буквально все: почему небо синее, а божья коровка — красная, почему идет снег и откуда берется вода в реках. Вместо того чтобы вместе разобраться в этих вопросах, мы отмахивается и игнорируем. Со временем ребенок задает вопросы все реже и постепенно утрачивает познавательный интерес. Зачем чем-то интересовать, если ответов на свои вопросы ты все равно не получишь?
Сравнения.
Нам кажется, что если мы дадим ребенку ориентир в виде сына нашей подруги или его одноклассника, это будет мотивировать его лучше учиться или постоянно расширять круг своих интересов. В действительности такой подход редко приводит к хорошему результату. Вместе с примером для подражания мы ставим ребенку ту самую планку, достичь которую часто невозможно. Кроме того, мы подрываем веру ребенка в себя. Он начинает считать себя недостаточно хорошим, чтобы заслужить ваше одобрение, и сдается.
Игнорирование особенностей ребенка.
Этим особенно грешат родители-перфекционисты. Их ребенок должен быть самым лучшим, самым умным, самым старательным. Мы не замечаем, что ребенок достиг потолка, и думаем, что он просто недостаточно старается. Это особенно заметно в спорте и музыке. Да, ребенку может нравиться плавать или разучивать гаммы, но это не значит, что из него вырастет второй Майкл Фелпс или новый Сергей Рахманинов. Но мы продолжаем мучить его музыкой или спортом. Похожие ситуации случаются, когда мы растим ребенка с особенностями развития. Возможно, ему сложно усваивать программу, рассчитанную на его возраст, но наше тщеславие не дает нам увидеть проблему и решить ее.
Использование внешней мотивации.
Мы часто предлагаем ребенку сделку: если ты закончишь четверть на пятерки, получишь новый геймпад; если ты отлично отыграешь отчетный концерт, получишь новый телефон. Такая мотивация работает в краткосрочной перспективе. Рано или поздно мы столкнемся с тем, что нам нечего предложить ребенку. Также не работает вариант, когда мы платим ребенку за хорошие оценки.
Если ребенок не хочет учиться, прежде чем искать проблему в нем, проанализируйте себя и свое поведение. Возможно, именно ваше поведение стало причиной потери интереса к учебе.
Как мотивировать правильно?
Хорошая новость: исправить ситуацию можно в любой момент. Потребность в обучении присуща всем детям, даже самым, на первый взгляд, ленивым и равнодушным. Наша задача — найти подход и подобрать ключик к мотивации ребенка.
Мы должны развивать не внешнюю мотивацию, когда мы платим за оценки, ставим планки или сравниваем ребенка с другими. Мы должны понять, что поднять его внутреннюю мотивацию. Вот что мы можем сделать:
Ориентироваться на процесс, а не результат.
Объясните сначала себя, а потом и ребенку, что его определяют не оценки и достижения, а знания, которые он получает. Именно они помогут ему поступить в университет, найти интересную работу и свое место в жизни. Найдите примеры того, какие именно знания пригодятся ему в будущем и для чего он может их использовать. И помните: если вы считаете, изучение химии или истории — бесполезная трата времени, будет очень сложно убедить ребенка в том, что эти знания ему пригодятся.
Расставить приоритеты.
Нарисуйте вместе с ребенком диаграмму его потребностей. Разместите на ней все, что считаете нужным: школу, кружки, развитие, отдых, чтение книг и т. д. При его составлении учитывайте интересы и потребности ребенка. Конечно, маленькому ребенку будет сложно понять, чего он на самом деле хочет. Тут за него должны решить вы, учитывая его интересы и склонности. А дети среднего школьного возраста уже могут понять, что им интересно и чего они хотят. Если ни вы, ни ребенок не можете понять, что нужно развивать и каким занятиям отдавать предпочтения, обратитесь к психологу. Он поможет найти сильные и слабые стороны ребенка.
Придумать квест.
Все дети любят игры. Придумайте вместе с ним квест, который он будет проходить в течение определенного времени обучения. Подумайте о наградах, которые ребенок получит за пройденное задание. При составлении заданий учитывайте интересы ребенка. Например, если ему нравятся мультики Миядзаки, попробуйте рассчитать силы, которые действовали на Кики, когда она летала на метле, или разобрать внутреннее строение Тоторо.
Принять своего ребенка.
Обсудите с ребенком те сложности, с которыми он столкнулся. Возможно, он не хочет учиться вовсе не из-за лени, а из-за того, что у него что-то не получается или он пропустил несколько тем, а теперь не может понять новый материал. Возможно, ребенку не подходит педагог и его стиль преподавания. Сейчас необязательно менять школу или искать репетитора. Огромное количество образовательных программ, платных и бесплатных, можно найти в интернете. Если ребенку сложно учиться в профильном классе или обычной школе, возможно, стоит перевести его в другое учреждение или перейти на семейное обучение.
В вопросах обучения мы и наши дети должны быть командой, члены которой настроены на один результат и готовы помогать друг другу на пути его достижения.
Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции