Я поймала себя на мысли, что последние несколько месяцев занималась в основном тем, что не подразумевает никакой финансовой выгоды. 6 недель я проходила свою личную випассану и проводила бесплатный марафон. По возвращении – благотворительная випассана. И сразу после нее – активная рабoта над проектом Доброты, который тоже полностью благотворительный. И с удивлением обнаружила, что совершенно счастлива и даже не беспокоюсь о будущем проекта, о том, как будем платить зарплаты и т.д. Как так получилось? Почему в моем сознании больше не осталось страхов и беспокойства за будущее? 

 

Может быть, это связано с тем, что у меня куча дeнег на счету и мне просто не о чем беспокоиться? Нет, это не так. Безусловно, какой-то запас у нас есть, но, с учетом растущей команды и потребностей проекта, это не может служить сколько-нибудь надежной гарантией.

 

На самом деле, изменилось мое сознание. Изменилось не в один момент. За годы. И изменилось благодаря всего одной практике, про которую хочу рассказать в этом письме.

 

На прошедшей випассане у нас был такой вопрос: как практиковать щедрость? И я обязательно отвечу на него, но сначала хочу объяснить, как дошла до жизни такой.

 

Лет 15 назад мне казалось странным и непонятным, что кто-то тратит значительную часть своего времени и средств на бескорыстную помощь другим. Я искала в этом какой-то подвох. Сама я часто чувствовала себя уставшей, обиженной и отверженной этим миром. Результат приходил с большим трудом, а в уме и теле было много напряжений.

 

Онлайн-курс Organic Woman

Хотите бережного анализа вашего эмоционального состояния, нежных и надежных советов, как проживать сложные моменты? Тогда Вам на курс!

 

В какой-то момент я узнала, что изобилие напрямую зависит от нашей щедрости. Если мы хотим иметь больше дeнег, мы должны делиться именно дeньгами. Не временем, не знаниями, а именно дeньгами. Скажу честно, в первое время моя практика щедрости была не совсем чистой с точки зрения намерения. С одной стороны, я жертвовала дeньги монастырям и делала это искренне, от души. Я хотела поддержать своих Учителей. С другой стороны, я также надеялась на возврат. На то, что в результате в мою жизнь тоже придет изобилие.

 

Сразу хочу сказать, что ничего плохого нет в том, чтобы начать с этого места. Как говорил мой Учитель – неважно, насколько чисты намерения, щедрость в любом случае ведет к очищению сознания. Конечно, чем чище мотивы, тем сильнее эффект. Но чтобы прийти к абсолютно чистым намерениям, нам нужно пройти определенный путь. И начинать его нужно с той чистоты намерений, какая есть.

 

И самое ценное в этой практике было не то, что у меня стало больше дeнег, а то, что я начала расслабляться относительно дeнег. Относительно того, что нам не хватит. Я перестала испытывать нервное сжатие внутри каждый раз, когда оплачиваю что угодно. Во мне все чаще стали рождаться импульсы сделать какой-то щедрый пoдарок или поддержать кого-то финансово. И я начала чувствовать, что становлюсь все более щедрым человеком.

 

Это приятно само по себе. Но, ко всему прочему, это меняет сознание. Мой ум стал другим. Когда я стала изучать сутты, я узнала, что такой ум, какой у меня был до начала этой практики, прямо так и называется — “суженный ум”. Он и ощущается как суженный, сомкнутый, напряженный.

 

Так вот, я стала отмечать, что благодаря практике щедрости ум постепенно становится все более “широким”, свободным. Страхи стали покидать его. Я стала чувствовать, что энергия свободно течет внутри меня. Она не застревает, как это происходило раньше, когда приступы “нехватки и ограниченности” сдавливали мой ум и тело.

 

И я все больше ощущала себя просто проводником изобилия. Не только для себя, но и для растущего количества других людей. Для моей команды, для десятков людей, которые выполняют те или иные рабoты для нашего проекта, для наших партнеров. Для тех людей, кому проект помогает финансово.

 

Также по мере практики щедрости я стала испытывать очень чистые и светлые состояния ума. Ведь в первую очередь Будда рекомендовал эту практику не для обогащения, а именно для очищения ума. И по мере такого очищения нам становится все проще быть счастливыми. Чувствовать радость, удовлетворенность, умиротворение. И это очень приятное состояние ума. Очень благостное.

 

И в такой ум приходит много чистых и светлых идей. Которые вряд ли пришли бы в “суженный” ум. Ну, и изобилие тоже приходит. Неизменно все наши потребности оказываются удовлетворены. Приходит достаточно для всех наших планов, задумок, мечт. Да, это происходит не сразу, есть некоторая инерция в рабoте кармы. Когда мы сажаем семена в огороде, мы не ожидаем, что они дадут плоды на следующий день. Мы поливаем их на протяжении определенного времени, пропалываем сорняки, подкармливаем и через определенное время можем получить урожай.

 

Так же происходит и с кармическими семенами. Мы расчищаем землю от сорняков (загрязнений ума), сажаем благие семена (например, практикуем щедрость), заботимся о поливе (следуем той или иной духовной практике). И постепенно начинаем видеть плоды практики.

 

Такими плодами становится и изобилие, и уважение со стороны людей, и благоприятное стечение обстоятельств, и хорошее настроение и самочувствие – все это плоды тех семян, которые мы посадили и взрастили.

 

И что касается непосредственно щедрости, то практиковать ее очень просто. Нужно начать часть своих дeнег отдавать кому-то. На те дела и проекты, в которые вы верите. В принципе, здесь достаточно прислушиваться к своему сердцу.

 

Но если хочется инструкций, то в текстах рекомендуется четыре категории пожертвований, приносящих наиболее благую карму:

 

  1. Просветленные люди (и наиболее близкие к этому). Учителя, монахи, и места, в которых они проживают. Кстати, от 15 до 50% от всех наших дохoдoв мы направляем на поддержку именно таких людей и мест.
  2. Обездоленные. Здесь могут быть и люди, и животные, и планета. Нужно выбирать ту категорию живых существ, к которым вы испытываете наибольшее сострадание. Здесь нужно проявлять мудрость и понимать, как именно будут использованы ваши пожертвования. Если нетрезвый человек на улице просит “на хлебушек”, лучше кyпить ему еду. Так как дeньги очевидным образом могут быть использованы не во благо.
    Важно уметь различать, принесет ли ваша помощь благо – это, кстати, касается не только финансовой помощи.
    На ретрите у нас был пример девушки, соседи которой постоянно просят у нее дeньги, не желая идти рабoтать и решать свои финансовые вопросы. Это просто нарушение границ, и такая помощь не приносит блага. Именно по этой причине мы рабoтаем с проверенными фондами, которые проводят большую рабoту, чтобы отделить тех, кто действительно в трудной ситуации от тех, кто просто манипулирует добротой окружающих.
  3. Те, кто помогает другим. Учителя, врачи, социальные проекты и т.д. и т.п. Здесь опять же важно прислушиваться к своему сердцу, чувствовать, насколько вам откликается тот или иной человек или проект.
  4. Родители. Поддержка родителей и других родственников также относится к благоприятным видам пожертвований. Однако и здесь важно уметь различать. По своей практике я сталкивалась с ситуациями, где родитель буквально вымогал дeньги у взрослого ребенка. При том, что ребенок сам испытывал затруднения. Это также вопрос невыстроенных границ. И отсутствие решения этого вопроса приведет к тому, что ситуация у ребенка будет только ухудшаться, а сознание родителя будет продолжать деградировать. Однако, если у вас в отношениях с родителями есть здоровые границы, то помогать родителям, заботиться о них – это очень благие кармические семена.

 

 

 

 

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.