Контроль и срыв vs забота и угощение: какие слова мы выбираем, когда говорим про еду?
Надя Андреева
Надя Андреева (США) -магистр организационной психологии, сертифицированный веллнес-коуч, человек, к которому приходят за молодостью и здоровьем. В России Надя уже давно сотрудничает с “Yoga Journal” — разрабатывает специальные программы детокса для читателей журнала. Также Надя известна как основатель блога “Шпинат и Йога” (www.spinachandyoga.com) и автор книги “Счастливый животик: руководство для женщин о том, как всегда чувствовать себя живой, лёгкой и уравновешенной” (Happy Belly: Woman’s Guide to Feeling Vibrant, Light, and Balanced). Надя - консультант по здоровому образу жизни для женщин, пытающихся разрешить проблемы с пищеварением и эмоциональным перееданием, она страстно любит аюрведу и йогу и серьёзно изучает вопросы здорового пищеварения и осознанного питания, да и осознанного отношения к жизни в целом. Проще говоря, Надя помогает женщинам возобновить отношения любви к своему собственному телу и своему внутреннему
Вчера клиентка написала, что у нее был читмил — то есть прием пищи не по правилам. Я помню, что, когда мы с мужем жили в Нью-Йорке, у нас тоже была идея читмилов. То есть дней, когда мы по полной отрывались либо десертами, либо какой-то другой не особо здоровой едой. Сейчас в моей системе питания нет концепции читмилов, и вот почему.
Когда мы называем приём пищи «читмилом», мы изначально закладываем идею вины, запрета и нарушения правил. Cheat в переводе с английского – «обманывать» или «изменять», и отсюда создаётся настрой, будто мы совершаем «проступок» против самих себя. При таком подходе тело воспринимается как некая помеха, враг, которого нужно «обыграть» и можно обмануть.
Но вот в чём загвоздка: наше тело невозможно обмануть.
Оно чутко реагирует на всё, что с ним происходит. Когда мы «изменяем» ему, нарушая его потребности и игнорируя сигналы, тело, по сути, испытывает ту же горечь, что и любой живой партнёр, которого предали.
Мы можем ненадолго обмануть сознание, убедить себя, что «всё под контролем», но тело продолжит давать нам понять, что ему некомфортно – от неприятных ощущений в желудке до чувства вялости и утренней разбитости.
Использование термина «читмил» только усиливает идею «запретного плода», формируя порочный круг: строгие ограничения – «нарушение» – стыд – и снова жёсткий самоконтроль.
Выбор слов — это отражение нашего мышления, а мышление настраивает тело.
В результате еда становится полем боя, а мы сами то «срываемся», то «держим себя в руках». Такое отношение истощает и тело, и психику, не оставляя места осознанному диалогу с собственными чувствами и реальными потребностями тела и здоровья. Когда же мы меняем угол зрения и начинаем говорить об «угощении», наше отношение к себе и к пище смещается в сторону заботы и уважения.
«Я угощаю себя» звучит мягко и с любовью: мы разрешаем себе удовольствие, при этом оставаясь в контакте с телом.
Здесь не возникает идеи «запретного». Мы выбираем то, что нравится и при этом полезно (ну, или хотя бы не сильно вредно), исходя из реальных ощущений, пищевых непереносимостей и состояния здоровья. Вместо того, чтобы обманывать себя и заставлять организм испытывать стресс, мы ищем баланс между приятным и полезным, между радостью и своим самочувствием на данный момент.
Язык, которым мы описываем свою систему питания, важен, ведь он формирует наш настрой и отношения с собственным телом. Слова «читмил», «нарушение», «обман» подспудно внушают нам, что мы делаем что-то неправильное. В результате в сознании укореняется установка на постоянную борьбу и оправдания.
Но если мы выбираем другую лексику – «угощение», «забота», «поддержка», – в нас поселяется тепло и внимание к себе. Мы перестаём ощущать вину и стыд, а переходим к диалогу с организмом, в котором слышны и наши желания, и сигналы тела. Появляется мягкость и доверие между двумя пожизненными партнерами: телом и умом.
Таким образом, чтобы строить по-настоящему любящие отношения с собой, стоит задуматься, какими словами мы описываем приёмы пищи и свою систему питания в целом.
Если мы хотим растить гармонию, а не бороться с самими собой, то логичнее отказаться от «читмилов» и перейти к осознанному «угощению». Это помогает нам помнить, что тело – не враг, который требует наказаний, а преданный союзник, заслуживающий заботы и уважения.
Сейчас остановитесь на минутку и вспомните, а какие слова для описания приемов пищи используете вы?
Варианты удовольствий для женщины помимо еды

- Танец – спонтанный, чувственный, сакральный, контактная импровизация.
- Вкусный чай с травами или специями.
- Объятия – с близкими, с собакой, природой (обнимание деревьев).
- Контакт с шелковистыми тканями – приятная одежда, постельное белье.
- Хождение босиком – по траве, песку, камням, мху. Лучше если в красивой одежде!
- Ароматерапия – эфирные масла, запах цветов, свежего воздуха.
- Пение и звуковые вибрации – голосовая терапия, пение мантр, звуковые ванны.
- Ванна с цветами, маслами, травами, солью – горячие или прохладные.
- Прикосновения к природным текстурам – камни, древесная кора, песок.
- Солнечные ванны – ощущение тепла солнца на коже.
- Воздушные потоки на коже – ветер, легкие ткани, веер.
- Ощущение свежести после душа – особенно контрастного или ледяного.
- Запах свежести после дождя – вдыхать аромат мокрой земли и растений.
- Массаж головы, расчесывание, заплетание, прикосновения к волосам.
- Соприкосновение с мехом или шерстью животных – гладить кошку, собаку.
- Водные практики – плавание, душ с осознанным вниманием, дождевые капли на коже.
- Легкие движения кистями рук и пальцами – например, кружение рук в воздухе.
- Шепот и легкое дыхание на коже – ощущение тепла дыхания на шее, руках.
- Погружение в музыку – слушание телом, вибрации звука.
Где-то точное «нет», но, может быть, к чему-то появится энергия «возможно».
Какая вы там, где выбранная практика становится привычной?
Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.