Танцевальная импровизация
Танец – это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти. Жак д’Амбуаз
Всегда сложно писать о практике, в которой нет слов, зато есть процесс. Процесс познания собственного тела, его возможностей, качества взаимодействия с пространством, музыкой, ритмом, настроением. Именно так можно охарактеризовать танцевальную импровизацию. Это практика на стыке психологии, медитации и современного танца. Танцевальная импровизация всегда рассказывает про встречу с собой. Иногда можно просто танцевать, отдаваясь потоку музыки и приходящему движению, иногда давать в свой танец намерение или тему.
Вне зависимости от того, с каким настроем вы входите в практику, ваш танец будет бесконечно красив и ценен для вас и наблюдателя, если вы глубоко соединены с собой и всеми своими чувствами. На самом деле, не может быть красивого или некрасивого танца, правильных или нет движений. Он просто правдив или надуман. И в этом состоит весь секрет.
Если вы доверяетесь своему телу, не пытаетесь воспроизвести какие-то движения от ума, а просто идете вслед за тем, что рождается в данную минуту, ваше движение будет бесконечно прекрасным даже, если вы просто выйдете на сцену и простоите там 5, 15, 20 минут или полчаса, потому что весь танец произошел у вас внутри. Как у Джона Кейджа в «4’33’’.
Великие танцоры велики не из-за их техники, они велики из-за их страсти. Марта Грэхем
Часто люди говорят: «Ну, как же, есть сценическая практика, у кого-то тело более опытное, подготовленное, умеет что-то делать». На мой взгляд, иногда опытному танцору намного сложнее войти в импровизацию, именно потому, что его телесная память переполнена различными шаблонами, паттернами. Любые разученные последовательности идут от внешней формы, а в импровизации мы двигаемся от внутреннего состояния, движения словно вытекают из вас. И это дает очень богатую палитру для перфоманса, здесь уже сложно отделить танец от театрального действа. Вы не можете не влиять на зрителя, процесс соединения эмоционального и физического тела будет создавать очень плотную, насыщенную атмосферу.
Если же рассматривать танцевальную импровизацию как индивидуальную практику, то в ней можно найти и возможность проживания каких-то эмоциональных состояний, например, соединение со своими страхами, и снятие нервного напряжения, и поиск телесных зажимов.
Сложно описать какую-то единую структуру для этого занятия, так как оно очень вариативно, но основные этапы будут следующими:
- знакомство внутри группы, сбор ожиданий, намерений на практику;
- создание общего поля практики и настройка на процесс с помощью телесных, соматических, контактных упражнений или bodywork;
- непосредственно сама импровизация, которая может происходить как под музыку, так и без нее;
- завершение, обмен впечатлениями, присвоение опыта.
Танцевальная импровизация повышает вашу телесную осознанность, благодаря чему вы лучше понимаете свое тело, начинаете слушать и слышать то, что оно вам говорит. И, конечно, любой ваш танец становится более гармоничным, а тело раскрепощенным.
Я бесконечно влюблена в движение, для меня это очень большой ресурс энергии и способ проживания. Вся наша жизнь – это танец. Можно следить за тем, как ветер срывает желтые листья с деревьев, подхватывает их и кружит, бросая вам под ноги. Или наблюдать за движением облаков, за тем, как туман наползает на поле или как птицы пересекают небосклон… Даже в движении человеческих масс в метро или на улице существует свой танец, своя динамика и особый вкус для наблюдателя. Верьте в красоту своего тела и своего движения, дарите ее окружающим.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции