Удовольствие – важная часть нашей жизни и ресурс, который позволяет двигаться вперед. Не умеешь радоваться – не живешь. Но как часто мы останавливаемся и задумываемся о том, что приносит нам удовольствие? Часто ли мы тратим время на себя, просто так? Можем ли мы себе позволить в будни сходить куда-то, не думая о времени? Если вам сложно ответить на эти вопросы, и вы считаете, что хорошее нужно заслужить, возможно, у вас закрыта вторая чакра.
Телесно-ориентированный психолог, арт-терапевт, преподаватель йоги, автор курса «Йога и сексуальность» Екатерина Антропова рассказывает о том, за что отвечает вторая чакра и почему важно принимать удовольствия.

 

Свадхистана отвечает за возможность получать удовольствие, радость и наслаждение. Эта чакра позволяет нам соединиться с чем-то или кем-то на чувственном уровне – с помощью эмоций. Часто говорят, что свадхистана отвечает за чувства, но это не так – за чувства отвечает чакра, расположенная на два этажа выше – анахата. Эта путаница между свадхистаной и анахатой происходит от того, что люди часто путают чувства и эмоции — грань между ними действительно очень тонка.

Эмоции бывают врожденными, они ситуативны, кратковременны и связаны с нашими потребностями и их удовлетворением или неудовлетворением. Чувства – более сложное явление: они более устойчивы, на них влияет наш жизненный опыт. Поэтому, например, вы переживаете любовь, чувство, в 30 лет не так, как в 16, а страх, эмоция, может переживаться одинаково.

Кроме того, мы можем испытывать «разнонаправленные» чувства и эмоции. Например, вы можете любить своего мужа на уровне чувства и злиться на него за то, что он не сходил в магазин на уровне эмоций, привязанных к ситуации «в доме кончился хлеб». Чувства и эмоции тесно связаны между собой, поэтому, если в контакте с мужем у вас возникает все больше и больше отрицательных эмоциональных реакций, это может закончиться сменой чувства – любовь может исчезнуть.

DUx_xuk0Er8

Екатерина Антропова

 

Если говорить о свадхистане, то она ведает желанием соединиться с объектом, который рождает положительные эмоции. И это касается не только секса.

Я много работаю с этой темой в формате психологических консультаций и постоянно замечаю, что умение получать удовольствие от секса тесно связано с умением получать удовольствие как таковое. Если не позволять себе получать удовольствие вообще, то нет ничего удивительного в том, что и в кровати с ним возникнут сложности.

Поэтому в ходе самой первой сессии я спрашиваю клиента, часто ли он позволяет себе испытывать удовольствие. Выясняется, что с этим плохо: на себя нет времени, человек живет в постоянной спешке, а удовольствие для него – это что-то труднодостижимое или редкое — например, отпуск. Иногда выясняется, что удовольствие – это «глупости», «ерунда», что-то необязательное.
И действительно, с точки зрения выживания (уровень первой чакры), удовольствие – необязательная вещь. Но без него жизнь становится пресной, и ресурсов двигаться дальше становится значительно меньше.

 

Запрет на удовольствия – один из признаков того, что со второй чакрой что-то не так. В свадхистане лежит много энергии: это энергия либидо, жизненная энергия. Когда человек ее блокирует, он делается менее живым.

Бывает так, что эта мощная энергия выливается в нездоровые формы: например, когда все удовольствие сводится только к сексу, только к покупке одежды или только к пище. Тогда мы получаем зависимого человека – сексоголика, шопоголика или клиента с пищевой зависимостью. Тогда надо разбираться, где проблема, которая мешает энергии течь естественным образом.

Один из вариантов «свадхистанного» дисбаланса – когда удовольствия правят человеком, и ему никогда не бывает достаточно. Хорошо проработанная свадхистана – это умение получать удовольствие от того, что есть: и, надо сказать, понятие «то, что есть» зачастую оказывается намного шире, чем нам кажется.
Насколько сегодня актуальна проблема неумения получать удовольствие, забывая про себя?
Ритм жизни диктует определенные правила – учит нас не расслабляться. И само удовольствие для многих – запретный плод. Если ты будешь получать удовольствие, то ты – эгоист, плохой и неправильный человек, находящийся в грехе, и тебя обязательно накажут.

Прошу понять меня правильно: ряд духовных направлений предполагает путь жестких аскез, но он подходит не всем. Не для всех подходит отказ от чувственной стороны жизни. Бога можно познавать по-разному. Мне кажется, что, если Бог создал столько классных, интересных вещей, наверное, он сделал это не зря и хотел, чтобы мы радовались. Это – подарок.

И мне не близка идея о том, что этот подарок надо отвергнуть, чтобы достичь просветления. Как шутит мой знакомый: «Проблемы с духовностью начинаются тогда, когда человек не может разглядеть благословение в голой женщине». Йоги Бхаджан, мастер кундалини-йоги, выражался шире: «Если ты не видишь Бога во всем, ты не видишь его вообще». Почему-то в страданиях и лишениях люди чаще видят руку Бога, чем в радостях и благословении, и это грустно.

 

Нужно ли сочетать работу над второй чакрой с изменениями во внешности?

Сочетать – да. Но начинать эту работу с внешности – тупиковый путь. Образно говоря, я не верю, что машине с барахлящим мотором поможет полировка. Внешность – это наша обертка, но важнее то, что внутри. Я видела много красивых ухоженных женщин, в которых нет энергии радости и удовольствия.

Часто девушки склонны переносить фокус своего внимания на то, как они выглядят в глазах партнера, а не на то, что они чувствуют рядом с ним: «Если на меня смотрят, значит, я нравлюсь. Если я нравлюсь, я могу доставить удовольствие». А где в этом сама ты? Что доставляет удовольствие тебе? Где твоя радость? Удовольствие – не сервис для других.

Если женщина вкачивает ресурс исключительно во внешность и ждет, что от этого разовьется ее чувственность – это, на мой взгляд, путь в никуда. Быть красивой – приятно, спору нет. Но вообще-то нормальные люди выбирают не ноги, не размер груди, а человека и ощущения, которые возникают рядом с ним. Мы можем делиться с партнером тем, что мы сами умеем – например, чувствовать вкус жизни. И гораздо важнее научиться этому, чем бесконечно тюнинговать свою внешность.

 

Как можно прокачать свадхистану?

Для этого есть много техник: можно воспользоваться тем, что наработала даосская школа, можно взять в работу техники кундалини-йоги, можно обратиться к тому, что предлагает психология. По факту, нам нужно отправить туда энергию и внимание. Наше тело настолько заблокировано, что мы привыкли вообще не смотреть в область гениталий – настолько это табуированная зона.

Нужно научиться не бояться этой энергии и правильно с ней обращаться. Замедляйтесь. Чувствуйте удовольствие от еды, погоды, красивой одежды. Спрашивайте чаще себя – от чего вы сегодня испытали удовольствие, что приносит вам наслаждение.

Это путешествие в себя: придется столкнуться со своими страхами, теневой стороной, мнением окружающих. Но дело, определенно, того стоит.

 

 

Фото

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK