В свое время я была, скорее, человеком, создающим видимость радости, чем по-настоящему счастливой женщиной. Я мужественно переносила превратности судьбы, делая очень счастливый вид, но при этом чувствовала разочарование, обиды и отчаяние. Благодаря непростым обстоятельствам, в которые поставила меня жизнь, я была вынуждена начать смотреть больше вглубь себя. И постепенно обнаружила, что моя “видимость счастья” является ширмой для целого спектра чувств и эмоций, с которыми я не хотела или не была готова сталкиваться. Медитация стала моим проводником. Отпустив необходимость быть “постоянно счастливой”, я отправилась исследовать свое внутреннее пространство.

 

Постепенно я перестала бояться тех переживаний, которые были внутри меня. По мере наблюдения они начали высвобождаться, и радость потекла в мою жизнь беспрепятственно. Со временем мне стало интересно изучать не только теорию и практику медитации, которая принесла так много покоя в мою жизнь, но и сам буддизм, так как я находила ответы на множество вопросов в этой системе знаний. И в этой статье я хочу поделиться теми идеями, которые помогут вам чувствовать больше радости в жизни, я бы даже сказала – выработать привычку к счастью.

 

Идея первая. Готовность поставить свою радость на первое место.

Мы все хотим быть счастливыми, но редко кто ставит само это желание в центр своей жизни. Мы думаем, что, если мы достигнем успеха, или станем богатыми и известными, или создадим идеальную семью, то радость последует сама собой. Но, чтобы пробудить радость, крайне важно сделать собственное счастье и радость приоритетом.

Проиллюстрирую на примерах. До того, как я осознала эту идею, я была достаточно жестким руководителем. Страх оказаться виноватой или некомпетентной заставлял меня делать все самой, контролировать свою команду в мелочах и больше обращать внимания на ошибки, чем на достижения. Что приводило к напряжению, унынию и еще бОльшему количеству ошибок.

Когда я задалась вопросом, как я могу сделать свои проекты источником радости и счастья (для себя и команды), мой подход к достижению целей кардинальным образом изменился. Мы стали чаще собираться в интересных местах для брейнстормингов, много говорили о наших общих и личных мечтах, отмечали успехи и совместно искали решения. Именно с этого момента наша команда начала расти, наши проекты становиться все более масштабными и успешными, а моя жизнь гораздо более легкой и радостной.

После этого успеха я стала на каждом шагу задавать себе вопрос, «как я могу получить больше удовольствия от этого дела». Удивительным образом выяснилось, что многие изначально нелюбимые для меня вещи, например, такие как домашнее хозяйство, со временем стали источником постоянной радости и близости со всей семьей. (Подробнее можно почитать в моей статье «Как сделать из семьи команду на почве домашнего хозяйства»).

 

Также вы можете расширить этот вопрос, спрашивая себя: “Что мне нужно сделать, чтобы почувствовать больше Х прямо сейчас?”
Х – может быть любая эмоция или состояние, которого вам не хватает в настоящий момент. Это могут быть совсем простые вещи, такие как перерыв, или разговор с другом, или возвращение к важной для вас цели.

Зачастую все, что нам необходимо – это немного времени, чтобы почувствовать, что нам нужно именно сейчас. Но, к сожалению, мы часто не даем себе этого времени, не делаем пауз, чтобы соединиться с собой и в итоге ищем счастье где-то снаружи.

 

 

Идея вторая. Понимание того, что является истинным источником счастья в жизни.

И понимание, что сиюминутная радость и долгосрочное счастье достигаются совершенно разными способами.

Часто в попытке убежать от страдания мы стремимся к сиюминутным источникам радости. Это дает кратковременное утешение, но создает еще большее страдание в долгосрочной перспективе. В буддизме существует такое понятие, как благие и неблагие состояния ума и поступки.

Именно развитие благого ума ведет нас к долговременному счастью.

Благое (или здоровое) состояние ума и развитие таких качеств, как щедрость, доброта, сострадание, делают наш ум более открытым, и мы движемся по жизни легко и без напряжения. Неблагие состояния ума приводят к тому, что наш ум становится напряженным и закрытым и создает напряжение и страдание в нашей жизни.

Когда мы поступаем правильно, мы чувствуем радость. Например, проявив доброту по отношению к кому-то, мы можем почувствовать эту радость. В буддизме это состояние называется pamojja. Это ощущение радости отличается по качеству от той поверхностной радости, которую мы испытываем от удовлетворения сиюминутных желаний. Мы можем соединить в своем уме это ощущение радости с благим поступком, тем самым укрепляя свою приверженность благому образу жизни (и мыслей). Постепенно наш ум становится все более чистым и мы начинаем чувствовать это состояние благости (благой радости) все чаще и чаще в повседневной жизни.

 

 

Идея третья. Способность отпускать.

Радостная жизнь требует свободного пространства. Сложно получать удовольствие от каждого дела, если этих дел слишком много. И одна из практик, которая позволяет нам увеличить свободное пространство в жизни – это простота (или избирательность). В свою очередь, избирательность и простота требуют развития навыка «отпускания». Этот навык особенно важен тем, кто привык брать на себя больше, чем в состоянии выполнить.

Для того чтобы практиковать избирательность как часть радостной жизни, нам просто необходимо учиться говорить «нет» очередному приглашению или просьбе, или научиться не заполнять свое расписание новыми и новыми задачами.

Избирательность и минимализм в жизни подразумевают способность устанавливать здоровые границы с другими людьми.

Кроме того, мы должны быть избирательными в том, на чем фокусировать свои усилия.

Мы загружены так сильно, потому что нам просто лень остановиться и подумать, какие 20% усилий дают 80% эффекта.” Тим Феррис “4-часовая рабочая неделя”

Изначально я была уверена, что не могу отпустить ничего из того, что делаю изо дня в день. Все казалось в высшей степени важным. Пост руководителя, роль жены и мамы 4-х детей – все это было бесконечным оправданием стресса в моей жизни. Однако, по мере практики отпускания, очень и очень многие вещи ушли из моей жизни сами собой, эффективность только возросла, а качество связей с другими людьми стало высоким как никогда.

 

 

Идея четвертая. Способность оставаться в настоящем моменте, живым и пробужденным.

Один из вопросов, который часто задают буддистские учителя: “Что происходит прямо сейчас?”. И первое, куда мы возвращаем внимание, стремясь быть в настоящем моменте, — это наше тело.

Что происходит с телом прямо сейчас? Что чувствует мое тело? Что находится вокруг меня, в какой я ситуации?

Часто мы настолько погружены в свои мысли, что пропускаем бОЛьшую часть жизни мимо себя. Мы должны присутствовать в своей жизни, чтобы не пропустить ее мимо. Чем чаще мы присутствуем в ней, тем более живыми ощущаем себя.

Следуя этим идеям мы можем не просто стать счастливее, мы можем выработать привычку быть в радости.

Будда говорил об этом следующим образом: «О чем бы ни размышлял и ни думал практикующий повторяющимся образом (то есть снова и снова), это становится склонностью его ума«.

Регулярно направляя мысли в сторону счастья и радости, мы достигаем сдвига в ходе нашего «привычного думания». А действуя на основании этих новых мыслей, мы углубляем новые позитивные тенденции ума.

 

Фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.