Образовательная кинезиология в практике улучшения состояний
В наше время очень популярны темы увеличения эффективности, достигаторства, КПД при той или иной деятельности. Выше, больше, сильнее – наш мир заточен на успех, и, если есть желание чего-то достичь, надо приложить усилия. В том числе (и в первую очередь) поработать головой.
Хочу рассказать вам об опыте работы с кинезиологией. По роду своей деятельности (организационный психолог) функциональными состояниями людей в работе я занимаюсь более 10 лет и все время ищу интересные и эффективные инструменты: как можно в сжатые сроки, легко и просто улучшить, изменить состояние человека, подготовить его к достижению цели, снять излишнее напряжение, расслабить и пр. С 2012 года я знакома с кинезиологическими балансами как клиент. Почувствовала на себе эффективность и действенность этого способа повышения своей производительности.
На самом деле, в рамках кинезиологии существуют различные течения и направления, не все они одинаково полезны.
С 2015 года я прошла ряд курсов:
— Интегративная кинезиология Ольги Троицкой,
— Кинезиология развития (в том числе интеграция первичных рефлексов)
— Оптимальная организация мозга
— Круги зрения (гимнастика зрения)
— Целебное прикосновение (Touch For Health по программе Международного Колледжа Кинезиологии (International Kinesiology College, IKC)
— AMSTAR (Amazingly Simple Trauma Release) – техника работы с травмой и постравматическим стрессом
— Семь измерений интеллекта
— Brain Gym (или так называемая «гимнастика мозга») – я являюсь международным сертифицированным инструктором по с правом выдачи сертификата международного образца.
В своей практической работе я комбинирую упражнения из этих курсов, понимая какой запрос у клиента, с чем будем работать, ориентируясь, в первую очередь, на основы психологического консультирования и глубокое понимание функциональных состояний человека.
В чем же суть образовательной кинезиологии?
Научные исследования в области психологии и нейрофизиологии обнаружили, что определенные физические движения влияют на состояние мозга и его отдельных структур. Таким образом, зная, как и что делать, мы можем сами осознанно улучшать работу мозга, а, следовательно, и достигать лучших результатов.
Это не медицина, не стоит путать гимнастику для мозга с лечебными процедурами. Ее цель – улучшение деятельности мозга для обучения и развития. Сферы применения широки: обучение детей и взрослых, бизнес, спорт, межличностные отношения и т.д.
Эти простые и эффективные упражнения помогают тренировать осознанность, отслеживать свои состояния, эмоции, помогая нам проживать «здесь и сейчас». Для выполнения упражнений не требуется специальная подготовка, одежда и условия, легко делать дома, в дороге, на природе, в офисе.
В образовательной кинезиологии есть понятие интегрированного человека, и вам это состояние хорошо знакомо: когда все получается, информация усваивается легко, эмоциональный фон ровный, движения легкие и изящные.
Эта интеграция достигается за счет налаженных связей между мыслями, эмоциями и телом, когда все согласовано мы чувствуем себя энергично, полными сил. И наоборот, вы замечали, как быстро вы теряете энергию и чувствуете себя плохо, если только что поссорились с кем-то (испытываете эмоции грусти, обиды) и, как бы вы ни старались мыслить позитивно в этот момент, как бы вы ни хотели искусственно заставить себя думать хорошо, вы будете тратить на это силы, однако высокой эффективности таким путем не заполучить.
То же самое с телом: где-то что-то болит, зажато, дискомфортно, как бы вы ни пытались поднять себе настроение вкусной едой или думать о хорошем, вы не достигнете хорошего самочувствия и высокой эффективности. Вам так или иначе придется обратить свое внимание на тело.
Так вот, в образовательной кинезиологии есть простой комплекс упражнений, который приводит вас в состояние «здесь и сейчас», убирая излишний стресс предыдущего дня, снимая излишнее напряжение, приводя вас в высоко интегрированное состояние.
РАСЕ – комплекс простых упражнений для ежедневного самобаланса.
P – positive.
A – active.
C – clear.
E-energy.
Упражнения выполняются в обратном порядке: ECAP. Эти упражнения вы можете выполнять дома самостоятельно и отслеживать свои ощущения.
1. E-energy. Энергетизирующие упражнения
Упражнение «Стакан воды»
Эффективность: Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.
Как делать: пить воду небольшими глотками. Важно, чтобы вода была комфортной температуры
NB: воды должно быть достаточное количество на рабочем столе в течение дня. Если вы пришли на совещание, и оно обещает быть долгим (более 1 часа) принесите с собой воды.
Как только вы чувствуете утомление, ваши глаза начинают слипаться и вы теряете суть разговора – выпейте воды.
2. C – clear. Ясность
Упражнение «Кнопки мозга»
Эффективность: Помогает проснуться и настроиться на работу. Приводит в готовность вестибулярный аппарат, активизирует деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации. Обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.
Как делать: выполняется стоя, сидя, лежа.
Одна рука – большим и указательным пальцами – массирует углубления между первым и вторым ребрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука лежит на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.
После того, как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.
NB: Упражнение балансирует левую и правую стороны тела, выравнивает таз, положение головы, повышает общий уровень энергии, улучшает координацию глаз, помогает уменьшить нагрузку на глаза, помогает расслабить мышцы шеи и плеч.
Стоит выполнять при необходимости быстро включиться в процесс, а также для настройки на активную деятельность в течение дня.
3. A – active. Активизирующие упражнения
«Перекрестные шаги»
Эффективность: Активизируют зону обоих полушарий. Если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большее количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрировано, делая возможным причинно-обусловленный уровень мышления.
Перекрестные шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Как делать: стоя, сидя, лежа.
Поднимите и согните левую ногу в колене, локтем правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
NB: Упражнение интегрирует работу левого и правого полушария, а также левой и правой половины тела, что позволяет телу и мозгу действовать более скоординировано, легче справляться с задачами, поддерживать хороший тонус и активный темп работы.
Стоит выполнять перед новым проектом, перед публичными выступлениями, а также чтобы настроиться на динамичный рабочий день.
4. P – positive. Упражнения для позитивного отношения
«Крюки»
Эффективность: Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело.
Как делать: можно выполнять стоя, сидя, лежа.
1 часть: скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вдох через нос, выдох через рот. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
2 часть: ноги врозь. Соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.
NB: Упражнение необходимо использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Если вы охвачены тревогой предстоящего события, сделайте это упражнение 1 минуту.
Отзыв о сессии Brain Gym от Яны Жуковой, главного редактора Organic Woman:
«Я давно слышала про книзеотерапию, и, когда познакомилась с Марией, решила попробовать. Была удивлена, узнав о множестве методик, ждала работу специалиста с конечностями и телом в принципе, а получила в итоге коуч-сессию и навык самостоятельных упражнений по системе Brain Gym.
Сначала я сформулировала запрос, причем, из большой, абстрактной и труднодостижимой идеи мы пришли к четкой, понятной и конкретной цели. Дальше мы стали выполнять упражнения PACE, отслеживая каждый раз изменение состояния и отношения к цели: что мне мешает на пути ее достижения, какие ограничения проявляются или, наоборот, снимаются.
Мне очень понравилось упражнение «Перекрестные шаги» — причем, делать его можно, используя не только локти, но и ладони, а можно так же перекрестно хлопать ладонями по пяткам за спиной – так еще делают футболисты, готовясь к матчу. А еще, если делать это упражнение 64 раза, оно превращается в зарядку не только для мозга, но и для тела – с похудательным эффектом. В общем, я добавила его в свою утреннюю разминку.
К концу сессии цель была близка и ощущалась телом, как выполненная. Проверить действие метода можно было на этой же неделе. И да, я смогла сделать те микро-шаги, которые вызывали у меня страх и сопротивление. Это не привело пока к достижению большой цели, но что-то в моем мозгу сдвинулось – в правильном направлении».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции