Лидерство в эпоху хаоса: чему топ-менеджеры могут научиться у матерей малышей
Анастасия Гостева
Основатель компании "Внимательный бизнес", организационный консультант, бизнес-тренер, преподаватель медитации и executive-коуч, официальный представитель "Академии вертикального развития" (VeDA USA) в России. А ещё - мама Марфы и Оливера, которые ежедневно напоминаю мне о том, что нет ничего важнее прогулок по лужам, мыльных пузырей, имбирных пряников, рисования на стенах и чтения книг перед сном.
Хаос – это не то, что нужно починить, упорядочить или исправить любой ценой, но, как знают мамы малышей, – естественное состояние жизни. Каждый день мамы малышей с утра до вечера, а иногда и ночью имеют дело с тем, о чём так любят говорить сегодня на бизнес-конференциях – с комплексной, а порой хаотичной системой, которая предельно непредсказуема, требует постоянного присутствия, находится в состоянии постоянных изменений, нелинейна и парадоксальна.
И хотя мам малышей обычно не зовут на бизнес-конференции поделиться «успешными кейсами», я думаю, что пришло время это изменить. Потому что ни один MBA так не готовит к управлению изменениями, как новорожденный младенец или крайне изобретательный четырёхлетка.
Матерям малышей есть, что сказать на тему адаптивного системного лидерства.
Первое, что часто пытаются сделать руководители (и отцы), когда встречаются с хаосом – навести порядок обратно и «всё починить». Но мамы малышей знают, что, если речь идёт не о поломанной машинке, а о процессах и отношениях, то, скорее всего, ничего чинить не надо, да и невозможно: это не поломка, а естественная эволюция системы, которая пытается перейти на новый уровень сложности. Фокусируясь на контроле и исправлении, мы рискуем упустить те возможности, которые нам предлагаются.
В эту субботу у нас был отличный план, продуманный до мелочей: я иду в театр с Оливером, муж идет с Марфой на акробатику. Но Марфа наотрез отказалась одеваться и идти куда-то с папой. Зато радостно побежала выбирать красивое платье и сумочку для театра (благо, дети до трех лет могут пройти в «Театриум» без билета). Так все наши планы пошли прахом, но, последовав за системой, мы узнали, что двухлетняя Марфа с восторгом сидит час на спектакле «Букашки» в большом зале, хлопает в ладоши, танцует и может выдержать больше, чем 30 минут камерного бэби-спектакля, на которые мы её водим.
Как орг-консультант и бизнес-тренер я постоянно предлагаю в последние годы руководителям поменять основной вопрос со «Что делать и как это исправить?» на «Куда приглашает меня жизнь?». Потому что именно этому меня ежедневно учат дети.
Второй важный урок касается утраты контроля. Если я не могу всё починить, то как мне хотя бы всё контролировать?!
Бизнес живет иллюзией, что мы управляем людьми и процессами через план, KPI, зафиксированные цели и жёсткие договоренности. Что если всё не контролировать, то это всё развалится. Причина – следствие, стратегия – результат. И когда в современном мире контроль начинает ускользать, это создаёт колоссальный стресс и ведет к выгоранию.
Как мать малышей ты быстро учишься тому, что почти ничего не контролируешь – наша основная суперспособность в умении отпускать и отличать важное от неважного. В постоянном присутствии и считывании тонких сигналов от поля/системы и выявлении того, что в теории комплексных систем называют «странным аттрактором» – активностей, которые притягивают внимание детей на естественном интересе, исследовательским или творческом импульсе, любопытстве. А потом превращение этих активностей в регулярные, пока всё снова не поменяется.

Третий урок малышей топ-менеджерам состоит в том, что комплексной системой нельзя управлять авторитарно и из одного центра – только через ко-регуляцию, создание ритма, эмоционального фона, настроения. Мать управляет границами и создает контейнер, в котором дети могут расти, но часто вообще не может предположить, как и куда именно «вырастут» её малыши внутри этого безопасного пространства, что в них проявится завтра, какие склонности и особенности проявятся.
Это опыт базового доверия Жизни – который, конечно, очень сильно подорван у нас у всех в последние годы. И именно поэтому его необходимо культивировать снова и снова.
Чтобы инновации стали возможны, нужно не бояться отпускать контроль результатов и вместо этого создавать такие контейнеры креативности и творчества внутри организации, где могут прорастать новые идеи и продукты как проявление Жизни. Лидер – не вождь, а архитектор социального поля организации; его задача помогать системе оставаться в равновесии и сохранять стабильность и жизнеспособность.
Четвертый принцип касается смыслов и интонаций. Хаос нельзя делегировать или прекратить, но можно использовать его энергию при помощи правильного смыслообразования. То, как мы оцениваем события, интерпретируем реальность и наделяем её смыслом, находим очаги зарождающегося будущего и видим реальные движения системы за внешними проявлениями, напрямую влияет на то, как себя чувствуют и ведут дети – и команды, и организации.
Дети не верят лозунгам, но следуют туда, где сейчас на самом деле внимание родителей. Команды делают то же самое, но это порой труднее заметить.
Дети не прощают автопилот, но ценят ритуалы, потому что ритуалы соединяют нас с чем-то бОльшим. В комплексных и хаотичных средах командам тоже необходимы ритуалы и время на них. Дети не терпят суеты и спешки – комплексные и хаотичные среды также требуют замедления и умения оставаться в «центре циклона» (как минимум внутри себя).
Я часто думаю, что именно мое материнство, совпавшее с катаклизмами последних лет, помогает мне быть как никогда эффективной в качестве орг-консультанта и бизнес-тренера, потому что является идеальным тренажером тех навыков и принципов, в которых больше всего нуждаются современные лидеры.
Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.