Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва. Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек, преследователя и жертвы. Это проблема всего коллектива, всей системы. Разбираемся в вопросе вместе с педагогом-психологом Натальей Князевой.

 

Особенностью травли является вовлеченность всех – и булли (тот, кто травит), и жертвы, и свидетелей. Такой процесс не оставляет в стороне никого. Травмируются в той или иной степени все – жертва (невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия), свидетели (что не помогли, что помогли и тоже стали жертвами), булли (унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать)».

Когда я начала писать о буллинге, я попросила знакомых поделиться личными историями. Ожидала услышать про наши дни, а получила рассказы 15-, 20-, 30-летней давности из школьного детства. Это поразило – эпизод давнего прошлого до сих пор жил в памяти моих знакомых вместе с эмоциями и чувствами того периода. И хоть с травлей можно столкнуться в любом возрасте и в любом коллективе, школа – это то место, где чаще всего с ней встречаются впервые. Поэтому в этой статье мы поговорим именно о школьном буллинге.

 

Что такое буллинг?

«Травля, или бýллинг (англ. bullying) – запугивание, физический или психологический террор, агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег), направленный на то, чтобы вызвать у жертвы страх и тем самым подчинить её себе», – такое определение можно найти в Википедии.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, и этим травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. И если конфликт – это единичное происшествие, которое тоже может быть довольно жёстким, то буллинг – это долгосрочное и обдуманное насилие, которое жертва не может остановить самостоятельно.

Травля может проявляться как в физической (драки, повреждения или кражи личных вещей), так и в психологической форме в виде оскорблений, угроз, бойкота, психологического давления. 

Активно набирающий «популярность» кибербуллинг, или электронная травля, может происходить через смс-сообщения, социальные сети, создание компрометирующих веб-страниц или размещение унижающего, оскорбляющего видео-контента.

«Особенностью травли является вовлеченность всех – и булли (тот, кто травит), и жертвы, и свидетелей, – комментирует Мария Герасимова, психотерапевт Центра при МИГиП (Московского Института Гештальта и Психодрамы) по устранению агрессии и насилия. – Такой процесс не оставляет в стороне никого. Травмируются в той или иной степени все – жертва (невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия), свидетели (что не помогли, что помогли и тоже стали жертвами), булли (унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать)».

 

Кто и почему становится жертвой буллинга?

«Согласно стереотипу, травят только «ботаников», «лохов», «деклассированных элементов». На самом деле, жертвой может стать кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем», – пишет Наталья Цымбаленко в своей книге «Буллинг. Как остановить травлю ребёнка». Узнав о буллинге в школе, Наталья не только смогла прекратить преследования одноклассниками своего сына Пети, но и написала книгу с памяткой для родителей. 

«Я училась в спортивном классе с тренировками по два раза в день. Плавала лучше всех девочек и даже многих мальчиков. Училась легко, на одни «пятерки». Самая лучшая в плавании и к тому же – отличница. Меня «чморили», дали обидное прозвище, которое ещё много лет я не могла произнести. Выхожу как-то из бассейна, – а на стене портрет в образе свиньи и моя «кличка». Екатерина, 31 год

Поводом для начала травли может стать всё, что угодно: внешний вид, физические особенности, какая-то «не такая» одежда, необычные имя или фамилия, увлечения «не по возрасту».  Важно также то, что даже убрав этот «раздражитель», буллинг не прекратить.

«Это было в нашем классе, примерно в подростковом возрасте, как раз после просмотра фильма «Чучело». Лидер всех девочек предложила объявить бойкот моей лучшей подруге, и мне заодно, так как я не встала на их сторону». Оксана, 49 лет

«Всё началось 1 сентября в 9 классе. Я одела открытую блузку с воланами, в которой моя большая грудь казалась ещё больше. Каждый день на переменах меня окружали хулиганы, приставали, пытались унижать. Я боялась идти в школу, одевала большие свитера, чтобы всё скрыть. На переменах быстро перебегала из класса в класс и не выходила в школьный коридор». Светлана, 38 лет

 

 

Какой ребёнок имеет иммунитет против буллинга?

Есть мнение, что травля не начнется, если ребёнок, которого не принимает группа сверстников, имеет высокую самооценку, независимость от мнения окружающих, уверенность в том, что его защитят, причём именно на территории школы.

Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва.

При этом – очень важная мысль – преследуемый ребенок мало что может самостоятельно противопоставить буллингу.

 

Особенности характера, способствующие попаданию в ситуацию травли

«Есть некоторые особенности характера ребенка или условий его жизни, которые могут повлиять на попадание в ситуацию травли, как в роли жертвы, так и в роли преследователя. Например, наличие в семье агрессивного родителя может способствовать тому, что ребенок приспосабливается жить и общаться, стараясь не злить, не привлекать внимания, не злиться в ответ, не расстраивать, а значит, формируется стратегия избегания конфликта. Или же ребенок длительное время испытывает дефицит физического и эмоционального тепла, и тогда он начинает неосознанно искать его среди сверстников», – говорит психотерапевт Мария Герасимова.

 

Последствия буллинга

  • «Синдром жертвы – это прежде всего низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих и страх неудачи. Это мина замедленного действия, которая будет срабатывать всегда, когда во взрослой жизни от человека потребуется принять важное решение, отстоять свои права», – пишет Наталья Цымбаленко. «Это было больно, породило много комплексов, низкую самооценку, отношение ко внешности». Екатерина, 31 год
  • Зачастую впоследствии жертва не способна взять на себя ответственность за свои действия и одним из основных видов реакций становятся обвинения окружающих.  «Эти две недели унижений я не могу забыть». Светлана, 38 лет
  • Ощущение беспомощности, жалость к себе, фокус на проблемах, обвинение самого себя без выводов на будущее – также воздействуют на жертву разрушающим образом.

 

«Последствия травли могут усиливать и усугублять уже имеющийся травматический опыт – сильнее «размывать» самооценку, расшатывать физические и психологические границы человека, – комментирует психотерапевт Мария Герасимова. – Не все, но некоторые попадают в ситуацию буллинга из-за недостатка поддержки со стороны.

Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек (преследователя и жертвы). Это проблема всего коллектива, всей системы. Если мы говорим о школьном классе, то эту ситуацию нужно решать на уровне взрослых, а не детей».

 

В заключение

Тема буллинга оказалась такой обширной, что не смогла уместиться, даже в очень кратком виде, в рамки статьи. Остались открытыми самые важные вопросы:

На что надо обращать внимание родителям?

  • Что делать, столкнувшись с этим явлением?
  • Как защитить своих близких?
  • Как помочь не только жертве, но и преследователю?

Продолжим эту тему в следующих публикациях.

 

 

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.