Рассказываем про особенности игры в раннем возрасте и объясняем, как создать сенсорное игровое пространство для вашего малыша и эффективно им пользоваться.

 

Разнообразный сенсорный опыт и игры с родителем – самое необходимое для детского развития в возрасте до 4-5 лет. В этой статье мы постарались разложить по полочкам все этапы формирования игровой среды для малышей. Начиная с основы – сенсорной интеграции и заканчивая конкретными рекомендациями.

 

Сенсорный профиль и сенсорная диета

Процесс сенсорной интеграции – это соединение в единое целое ощущений от окружающего мира, передаваемые органами чувств. Когда сенсорные системы работают согласованно, мы видим полную картину мира, понимаем, где находимся, и определяем все существенные свойства предметов, с которыми взаимодействуем. Ребенок, рождаясь, только учится соединять эти ощущения.

«Составление сенсорного профиля позволяет оценить индивидуальные особенности восприятия и переработки сенсорной информации у ребенка, – рассказывает Александра Старикова, возрастной психолог, игровой терапевт и методолог проекта «Сад в городе». – А они есть у каждого, иногда это приносит проблемы, а иногда это просто забавная особенность, остающаяся с нами на всю жизнь – типа мурашек от скрипа по стеклу или непереносимости подпиливания ногтей. Ощущения от разных органов чувств, попадая в головной мозг, обрабатываются и дают представления об окружающем мире и нашем месте в нем, в буквальном смысле слова. Они становятся основой для поведенческих реакций и обучения у ребенка».

Поэтому понимание того, есть ли особенности в восприятии сенсорных стимулов (звуков, прикосновений, цвета, давления на тело) помогает организовать игровую и учебную деятельность так, чтобы они подошли ребенку и его развивали. 

«Для того, чтобы различные сигналы из внешней среды соединялись в адекватную картину мира, необходима их тренировка через взаимодействие с сенсорными материалами. Подбор этих материалов и деятельности с ними на основе сенсорного профиля называется сенсорной диетой. Она позволяет «утолить» сенсорный голод ребенка, развить адекватные ответные реакции на стимулы и организовать игровую деятельность», – поясняет Александра Старикова.

Конечно, составить сенсорный профиль и назначить сенсорную диету может только специалист. А вот следовать ей по силам родителям. Это будет просто и весело, если вы организуете игровую комнату или несколько зон именно на основе сенсорной диеты. Александра Старикова и другие специалисты называют это «игровым полем».

 

Игровое поле

Игра – это не только роли, игрушки, игровые действия. Это еще и игровое поле, в котором совершается действие. Возможность организовать и структурировать самому это игровое поле появляется у ребенка только в 4-5 лет. Для этого ему необходимо сначала придумать сюжет игры, распланировать его, потом построить игровой мир и начать в нем играть. Сложная, многоступенчатая задача, для реализации которой необходима зрелость многих структур головного мозга. Удерживать глобальную цель своей деятельности – ведь это даже взрослым трудно! Как же этому учатся дети?

Так вот в раннем возрасте, в 2-3 года, ребенок ориентируется на то, что ему предложили. То есть пространство и игрушки организуют его игру. «Ребенок будет играть, опираясь на то, что перед ним, – подчеркивает Александра. – Он еще не может сам создавать нужные ему для игры пространства. Поэтому на первом этапе это задача родителя!»

Для расширения сюжетов игры и развития мышления и воображения ребенку необходимо предложить игровое поле. С учетом возрастных особенностей это игровое поле может быть сенсорным. О чем мы? Об уже готовом пространстве, например, моря с песком, где море – это синий крашеный рис, а песок на пляже – обычный или кинетический песок. О лесе с деревьями на ворсистом ковре с норами животных из войлока и так далее. О гладкой морской гальке, среди которой живут рыбки или даже русалка, окруженная пеной с блестками. Мы даем игровое пространство, которое определяет сюжетные линии, и предлагаем ребенку в нем играть.

Создаем мы игровое пространство тогда, когда определились с особенностями сенсорного восприятия и сенсорной диетой, а не когда увидели привлекательную рекламу той или иной игрушки. Причем создать функциональную и эстетичную игровую среду можно везде – в уголке гостиной, на веранде, на стене детской комнаты или же на просторной лужайке вашего загородного дома.

Необходимость посещать специализированные сенсорные зоны и игровые комнаты отпадет – уникальная игровая среда для вашего ребенка будет всегда в доступе. Вы сможете пользоваться ей ежедневно. И вы сами будете знать, что в ней делать.

Для этого не нужно никакой дорогой экзотики (конечно, если вы сами этого не захотите) – вы сможете собрать игровую зону из того, что доступно рядом с вами. Простые материалы, которые приносят максимум пользы. Например, когда мы создаем игровые зоны, то по максимуму используем природные материалы, комбинируя их по цвету и фактуре: гальку, песок, кору, сено. Внедряем неприхотливые растения с интересным внешним видом («Ай, мама, это как крокодил!») и ароматом. Ведь у природных материалов помимо сенсорных свойств есть своя, особая энергетика. Это факт – то, что создано самой природой для естественного развития всех сенсорных систем человека, работает эффективно и вызывает часто больше положительных эмоций, чем искусственные материалы. Помимо этого, еще и знакомит детей с миром природы, расширяет кругозор, экологически безопасно.

А еще всегда узнаем, что же нравится взрослым, ведь им предстоит играть с малышом в этом пространстве, а игра должна приносить удовольствие для всех ее участников.  Если маме приятно трогать гидрогель или силиконовые игрушки, то мы рекомендуем их внедрить, и играть получится чаще само собой.

 

 

Рекомендации по созданию игрового пространства для детей от 1 до 3 лет

  • Зонируйте пространство дома – не играйте там, где ребенок спит, чтобы не было проблем с засыпанием. Чем дальше от постели играете, тем лучше.
  • В возрасте до 3-х лет нужно дать ребенку максимальное разнообразие деятельности по всем сенсорным системам организма: обонятельная, зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, вестибулярная, проприоцептивная (ощущение собственного тела).
  • Побольше игр с сенсорными эталонами – сравнение фактуры/размера/цвета/веса/температуры с образцом, игры в волшебные мешочки, где нужно угадать предмет на ощупь, сортеры и пр.
  • Основные зоны для игр: сенсорная (контейнеры с разными материалами), зона грязных и мокрых игр (краски, песок с водой, глина, желе, пена), двигательная зона, зона для рисования. При этом добавляйте в них сюжетные игрушки (человечки, животные, машинки), наделяйте действия ребенка простыми сюжетами.
  • Анализируйте свой день с ребенком и создавайте дома зоны для той активности, которой не хватает на улице. Например, если вы много гуляете, и ребенок активно двигается, то создавать дома двигательную зону нет большой необходимости. И наоборот – можно компенсировать недостаток движения на улице спортивным уголком. Если ребенок много возится в песке и воде, то не обязательно делать в квартире грязную зону и т.д.
  • Деятельность ребенка до 3 лет определяет пространство. Меньше мебели, больше свободного пола для движения. Лучше не ставить детские стульчики и столики.
  • Игрушек меньше, и меняйте их время от времени. Пусть ребенок усложняет игры с 1 игрушкой, а не хватает то одно, то другое.
  • Натуральные материалы, приглушенный светлый фон стен и пола в помещении с яркими акцентами для тренировки зрительной системы малыша (пару подушек, мяч, лампа, гамак) – лучший вариант для детской.

 

И, наконец, ЗАЧЕМ ЭТО ВСЕ НУЖНО? Ребенок, с которым играли, станет более самостоятельным в играх в будущем и креативным в дальнейшей жизни. Будет быстрее и успешнее решать задачи, которые ставит перед ним жизнь. А это, согласитесь, актуальные качества.

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram