«Бьет – значит, любит» — знакомая фраза? Кто-то скажет: «А причем здесь ребенок?» Все очень просто. Все, чему человек научился в детстве или, в данном случае, не научился, он несет во взрослую жизнь. Так почему же ребенок становится агрессивным?

 

1. Не хватает активности, нереализованность.

Физическая агрессия – один из способов выхода физической энергии. Очень часто дети дошкольного возраста вынуждены контролировать, сдерживать свою энергию, так как это обусловлено социальными нормами поведения в детском саду, на развивающих занятиях, в поликлинике. Гиперопекающие, тревожные родители не позволяют ребенку бегать, прыгать, лазать на уличной площадке или деревьям.

Сдержанная энергия может выражаться в желании «побороться» или вырваться и проявляться в форме физической агрессии – ударах руками, ногами.

Занятия спортом, «битье» боксерской груши, активные игры на свежем воздухе, всевозможные кружки, направленные на физическое развитие, будут способствовать безопасному выходу физической энергии. Физическому развитию ребенка необходимо уделять не меньше внимания, чем интеллектуальному.

 

2. Не хватает внимания родителей.

Если ребенок бьет только родителей, это может свидетельствовать о том, что ему не хватает внимания значимых взрослых людей. Ребенок этого не осознает, он не может сказать о своей потребности родителям. Одни дети капризничают и, таким образом, привлекать внимание, другие – дерутся, бьют родителей.

Давайте рассмотрим несколько вариантов взаимодействия с ребенком в подобных ситуациях:

— Постарайтесь во время проявления агрессии, удара, перехватить его руку (ногу). Спокойно, но серьезно скажите: «Я вижу и слышу тебя». Объясните, что так делать не нужно, всегда и все можно решить словами. А если он хочет что-то побить, он может это сделать. Подведите его к дивану или боксерской груше и настойчиво скажите «Бей, ты хотел ударить, ударь». После этого спросите, чего он сейчас хочет? Предложите варианты. Удовлетворите потребность ребенка насладиться вашим обществом, вниманием.

— Перехватите руку и скажите: «Я не разрешаю себя бить». Посадите ребенка на колени и удерживайте его в своих объятиях столько, сколько это возможно. Скажите: «Я вижу, что ты расстроен. Я понимаю, что ты сейчас обижен (злишься) на меня» и т.д.

— В момент «избиения» мамы, кто-то, кто в данный момент находится рядом, должен не стыдить ребенка, а подойти к маме и демонстративно пожалеть. В этот момент важно не обращать внимания на обидчика, ведь ему именно это и надо. Ребенок поймет, что удары «не работают», не приносят желаемого результата, и перестанет делать попытки привлечь внимание родителей подобным образом.

— Дети в возрасте 1-2 лет могут укусить или ударить. Если это произошло, спокойно и без слов снимите ребенка с рук, посадите на пол и идите заниматься своими делами. Маленькие дети воспринимают «снятие с рук» как наказание и, как правило, дают реакцию в виде слез. Вернитесь к малышу, возьмите на руки. Ребенок обязательно повторит попытку – будьте стабильны в своем поведении.

За один раз ничего не изменится. Каждый метод необходимо опробовать не менее 3-5 раз.

 

3. Не умеет выражать чувства.

Агрессия, вербальная или физическая, — это эмоции, чувства, которые не получается выразить иначе. Ребенок может расстроиться из-за поломки любимой игрушки, неудачи в постройки парковки из лего, у него может что-то болеть, он не выспался или заскучал. Неумение распознавать, говорить, адекватно выводить свои чувства может привести к проявлению физической агрессии.

Задача родителей личным примером научить ребенка дифференцировать, рассказывать о своих чувствах, эмоциях. Поговорите с ребенком о чувствах. Скажите, что их очень много, и все они важны. В виде игры покажите ему разные чувства, как выглядит радостное, грустное, злое, удивленное лицо, в этом могут помочь картинки чувств. Проанализируйте вместе с ребенком, как эти чувства отражаются в теле, например через игру по типу «Море волнуется раз…»: Фигура – радость (грусть, удивление, злость) на месте замри.
Обратите внимание ребенка, как он показывает чувство «злость»: кулаки сжимаются, тело напряжено. Проговорите о том, что чувствовать злость – нормально.
Все люди иногда злятся, но это не дает им право бить других. Есть разные способы безопасного выражения злости. Например, сказать: «Я злой», «Я расстроен», «Я очень злюсь на тебя, потому что…». При этом можно, как в игре «Море волнуется раз…», хмурить брови, сжимать зубы, кулачки или топать ногами, ударить кулаком в подушку, по дивану. Если очень сильно злишься, можно умыть лицо холодной водой. И тогда никто не пострадает

Скажите, что вы тоже иногда сердитесь, злитесь, но никого не бьете (если это правда).

Ваша задача научить ребёнка правильно выражать свои чувства.

 

4. Агрессия в семье.

Если в семье кто-то практикует физическую агрессию (папа бьет маму, мама папу или родители бьют ребенка), это может служить образцом проявления чувств. 
Не стоит забывать, что дети всегда «зеркалят» своих родителей.

В этом случае начинайте менять себя, свое поведение.

 

5. Мультфильмы с элементами агрессии героев.

В некоторых мультфильмах есть моменты проявления агрессии. Дети видят, как любимые герои дерутся, и примеряют их стиль поведения на себя.

Важно серьезно относиться к выбору мультфильмов, сказок для просмотра ребенком. Если же сцена агрессии присутствует, обсуждайте с ребенком, объясняйте, спрашивайте, что он думает по этому поводу, как бы поступил он, как можно поступить по-другому?

 

6. Отсутствие режима дня.

Режим дня – это стабильность и последовательность. Ребенок привыкает к последовательности, временным ориентирам и может самостоятельно определять и готовиться к продолжению дня, что снижает момент неприятной неожиданности. Например, ребенок знает, что после приема ванн, он надевает пижаму, ложится в постель и слушает сказку.

Распорядок дня, стабильность и последовательность способствует сохранению психического и физического здоровья.

Существует множество методов коррекции агрессивного поведения, но нет единственно-верного. То, что работало у всех сто раз, на сто первый может не сработать. Каждый случай уникален.

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram