Пару лет назад я работала над сборником коротких рассказов. Это должен был стать самиздат. Всё шло довольно ровно, пока однажды я не столкнулась с одной неприятной и тормозящей меня проблемой – потерей вдохновения. Быстро поняв, что само оно возвращаться не собирается, я стала придумывать способы вернуть его. Перерыв интернет в поисках возможного «лекарства», я поехала за ним в книжный.


Магазин оказался очень большой, и мне не удалось найти нужную литературу самостоятельно. Я обратилась к продавцу. Та быстро помогла мне отыскать книгу про то, как писать, не дожидаясь вдохновения, и мимоходом рассказала историю. Днём раньше к ним заходила одна журналистка, ей дали задание написать статью про работу полиции. Но эта тема настолько ей не отзывалась, что она не могла выжать из себя ни строчки. Даже пожаловалась, что ходила в бар за настроем, но это не помогло, и она пришла в книжный магазин в поисках вдохновения.

Нашла ли журналистка то, что искала, не знаю. Я не нашла. Купленная книга мне ничем не помогла. Но история оказалась, как говорится, «в кассу». Я поняла, что проблема утерянной музы чрезвычайно актуальна и знакома многим.

В связи с этим у меня появился вопрос: «Что же так «пугает» музу и что так мешает ей прийти?»

Я выделила несколько основных проблем.

Первая – отсутствие идей. Очевидно, что пустота в голове редко выливается во что-то стоящее на бумаге. Причём не важно, идёт ли речь о статье, картине или отчёте.
Бойкот идей – сильный тормоз процесса. К тому же он создаёт дополнительную проблему – отсутствие настроя. При этом необходимость сделать дело наваливается грузом. Я, например, даже квартиру убрать без настроя не могу. А если так случилось, что тема работы задана кем-то другим, то груз сразу увеличивается в весе.
Иногда к этому добавляется нехватка нужной информации. И то, чего мы не знаем и не понимаем, часто нам никак не отзывается, а результат вымучивается.
А «вишенкой на тортике» здесь становятся сроки. Чем ближе время сдачи, тем дальше улетает муза, а с ней настрой, идеи и желание что-либо делать. Вот и получается, что слишком много всего мешает творить качественно и с изюминкой. И что с этим делать?

Так как рекомендуемые методы журналистов «писать на деревню дедушке» мне не помогли, я решила выработать свои способы.
Вот что у меня получилось.

 

 

Способ № 1. Почитать, посмотреть, послушать, что сделали другие люди на эту тему.

Этот способ подсказала мне в детстве мама. Она говорила: «Прежде чем сделать своё, изучи, как делают мастера». В 80% случаев этот нехитрый метод мне помогает.

 

Способ № 2. Создать движение.

Я заметила, что гораздо лучше генерирую идеи и ловлю волну, если нахожусь в движении, например, иду или еду. Если идея с ходьбой может оказаться небезопасной, то с поездками на электричке нет никаких проблем. Покупаю себе билет на «Ласточку», сажусь у окошка и просто еду. Говорят, что подобным методом пользуется Стивен Спилберг для написания сценариев. Он садится в машину и колесит часами по дорогам. Результат мы видим в кино.
Свой результат я наблюдаю минут через 10, когда ловлю пролетающую мимо идею и начинаю её развивать.

 

Способ № 3. Вдохновиться видами природы или фотоподборками.

Если нужна быстрая идея или настрой – заимствуйте у природы. Она мастер по смешению красок, звуков, вариантов подачи. У меня есть излюбленные места силы, которые каждый раз выглядят по-новому. Пока я туда еду, уже формируется идея, а по дороге обратно – готовый рассказ.
Если ехать нет возможности, то я открываю Инстаграм или Гугл, задаю нужный тег и смотрю, что мне выдаст поисковая машина. Разглядываю понравившиеся фото и черпаю вдохновение. А бывает, что я брожу по далёким городам с помощью 3D Гугл карт. Любуюсь архитектурой, а заодно наслаждаюсь тишиной, как истинный интроверт.

 

Способ № 4. Послушать музыку или посмотреть видео.

Здесь тоже интернет в помощь. Включаю любой трек или видеоряд и беру оттуда по максимуму. Иногда бывает приятно посмотреть запись чьего-то концерта. Моим последним вдохновением стал хит Cher 1998 года «Believe».

 

Способ № 5. Создать нужную обстановку вокруг или пойти туда, где уже есть подходящая.

Тут зависит от обстоятельств. Если пишу художественную литературу, то создаю в комнате прохладу, закрываю шторы, беру грелку, чай и сажусь писать. Если нужно что-то по основной работе, то хватаю ноутбук, еду в кондитерскую, сажусь там в уголок и работаю. Вокруг что-то происходит, а я будто в «домике». Динамика движения не даёт случиться застою, и настрой не теряется.

 

 

Способ № 6. Призвать на помощь «дежурную фантазию».

Способ странный, но для меня рабочий. За время сочинения разных рассказов у меня выработался некий «образ», в который я мысленно погружаюсь, и от него стартуют дальнейшие идеи, причём, всегда разные. Я представляю Невский проспект поздним вечером, моросящий дождь и иллюминацию. Это творческий подход, он помогает не только в писательстве, но и в обычной жизни, чтобы быстро настроить себя на нужный лад.

 

Способ № 7. Думать о призе, который получу, когда закончу.

Это может быть само чувство удовлетворения от завершения работы, финансовое вознаграждение или какой-то подарок, который я сама себе обещаю в конце. Главное, чтобы это было действительно нечто стоящее и будоражащее воображение. Даже если это гонорар за работу, я радуюсь, потому что обязательно куплю себе что-то вкусное или новый блокнот. А, может быть, это будет время на просмотр занимательного видео, которое давно откладывала. Что угодно.
Главное – знать, чего хочешь. Этот способ существенно помогает вдохновиться, когда давят сроки.

 

Способ № 8. Сделать то, что очень люблю.

Лично я, перед тем как начать работать, иду плавать. Неподалёку от моего дома есть спа-отель с хорошим бассейном. Я встаю утром и отправляюсь туда понырять и просто побыть в воде. Этот дар природы вдохновляет меня в любом виде, но плавание – самый подходящий. И тело бодрит, и ум в порядок приводит. Конечно, не всем это подойдёт, но наверняка у вас есть то, что вам нравиться делать. А если это связано с пользой для здоровья, то совсем хорошо!

 

Способ № 9. Решаю фабульные или НЛП задачи.

Этот способ помогает «выключать» привычный алгоритм мышления и позволяет развить интуицию, логику и умения размышлять. В какой-то момент мозг настолько перестраивается, что выходит из привычной модели рассуждения. А фабульные задачи дают широкий простор для фантазии. Мне эти способы помогают в течение 10 минут.

 

Способ № 10. Просто начать делать.

Но только с той части, которая интересна больше всего. Хоть с середины, хоть с конца. Часто я так пишу отчёты по основной работе. Начинаю с приятного. Здесь смысл в том, чтобы начать. Иногда это происходит в несколько этапов. Села, написала 2-3 строчки, походила пару минут, посмотрела в окно, снова села писать. С какого-то раза у меня получается призвать музу и она уже несёт на всех парах в дальнейшей работе.

Свои технологии я искала несколько лет. Они помогают мне не только в писательстве, а в любой деятельности. Конечно, то, что я описала, работает в зависимости от настроения. Бывают дни, когда приходится перепробовать несколько методов, прежде чем появится результат. А бывает, что проще отложить все дела и переключиться на что-то приятное и интересное. Ведь именно оно может задать вектор для новых идей.

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram