Однажды мама села на стул посреди комнаты и сказала: «Сейчас мы будем учить английские слова!» Дальше начался ужас. «А – an apple! Повтори! O – an orange! H – a house!» Я была в панике, ни о каком удовольствии от занятий не могло быть и речи. Помню, что отчаянно пыталась вызубрить незнакомые странные слова, но в состоянии стресса совсем ничего не получалось… Невеселая история, конечно. Но еще более грустным был результат: я надолго невзлюбила английский.

 

В университете много лет спустя тема моей дипломной работы звучала так: «Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях». В игровой манере и звуке. Упор делался на аудиальное восприятие. Аудиальная память – самый мощный вид памяти (есть еще кинестетическая: пишу – запоминаю, и визуальная: смотрю – запоминаю). Выяснилось, что ребенок, не умеющий читать и писать, с легкостью запоминает целые блоки информации на любом языке, если это сопровождается игрой, картинками и неоднократно повторяется.

Любовь к повторам, которую мы наблюдаем в детских сказках, в фольклоре, связана с особенностью детской психики, и эту особенность мы используем в обучении. Также многие дети легче запоминают новые слова из песен и сказок, когда параллельно еще чем-нибудь занимаются – например, играют в лего или рисуют.

Авторская методика Валерии Мещеряковой, по которой я работаю уже 15 лет, – это игровая музыкальная методика, в основе которой лежат приемы обучения во сне работников спецслужб, в частности внешней разведки. Это не шутка. С помощью давно и хорошо зарекомендовавших себя приемов, естественно, с поправкой на детское восприятие, когда каждый урок прослушивается маленьким учеником по несколько раз в режиме расслабления, вырабатывается навык восприятия информации макротекстом, улавливания смысла даже при значительном количестве незнакомых слов.

Запись полностью на английском языке включается и непосредственно перед сном.

Аудио сопровождается картинками и играми с шумовым оформлением, по которому ребенок с легкостью понимает и расшифровывает происходящее. Например, в первой части «I can sing» есть такой момент, когда мышонок стучит в дверь, и мы слышим стук, за которым следует фраза «Who is knocking on the door?»

Аналогичных примеров в методике множество. В «YouTube» и на официальном сайте «I love English» размещено обращение к родителям от автора Валерии Мещеряковой, в настоящее время проживающей в Канаде. В этом видео Валерия рассказывает о принципах программы – о том, например, почему нельзя поправлять маленьких учеников и переходить на русский язык, работая с ее книжками и звукозаписями для детей.

Сама методика разделена на 4 части, соответствующих поступательному естественному порядку, в котором ребенок познает родную речь. Эти части: «I can sing» («Я умею петь»), «I can speak» («Я умею говорить»), «I can read» («Я умею читать») и «I can write» («Я умею писать»). В каждом разделе указано количество слов, изучаемых ребенком, а также к нему прилагается рабочая тетрадь для письменных работ. Но лучшее, что, на мой взгляд, есть в этой методике, – это обучение СВЕТОЧТЕНИЮ на английском языке! Вместо вызубривания скучных и в практическом смысле бесполезных транскрипции и фонетики!

Я экспериментировала с методикой на собственном сыне, который принял музыкальные уроки с огромным энтузиазмом в свои два с половиной года. Для прослушивания обучающих дисков ребенку был приобретен CD-плеер, на котором он самостоятельно включал записи. В дальнейшем я стала успешно практиковать «I love English» на моих частных уроках в мини-группах и индивидуально. Результат: абсолютное отсутствие языкового барьера, общение полностью на английском уже с первого занятия, беглое чтение и базовые навыки английской грамматики. Знание слов я проверяла беспереводным методом.

Моему сыну и другим ученикам особенно нравились песенки к урокам, которые помещены отдельными треками в конце диска. Кроме того, на дисках есть «плюсовки» с текстом и «минусовки» — без текста. В песенках звучат мелодии из популярных шлягеров. (Однажды я участвовала в популярном ТВ-шоу «Давай поженимся», где мой сын исполнил песню «Wonderland» из 3-й части, «I can read», в качестве сюрприза.)

Работая над программой обучения, я добавляю чтение и прослушивание сказок, содержание которых уже известно ребенку, что значительно упрощает восприятие. Разумеется, с последующим пересказом и ответом на вопросы.

На занятии главное для меня — непринужденная, расслабленная атмосфера.

«Учи любя, учись играя!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.