Харуки Мураками, взявшись за новый роман, каждое утро встает в 4 утра, пишет по 5-6 часов, затем шнурует кроссовки и бежит 10 километров. Потом еще плывет – строго 1500 метров. Остаток дня читает, а в 9 вечера уже отправляется в кровать. Он говорит, что такая строгая рутина – это его фирменный творческий прием, с помощью четко спланированных физических действий он вгоняет свое сознание в состояние сродни трансу и не выходит из него от 6 месяцев до года – пока не закончит работу над книгой.

 

Я, безусловно, не Мураками, но точно знаю, о чем говорит автор любимых книг моей юности. Я – тоже автор и тоже умею гипнотизировать свой мозг. Причем так, что он сам начинает покорно отдавать мне идеи для текстов, а то и сами тексты, строчка за строчкой, словно доверчивая старушка, попавшаяся в цепкие ручонки привокзальных цыганок.

Для того чтобы «развести» мое правое полушарие на изобильный креативный поток, мне не нужно быть образцовой отличницей и часами корпеть над ноутбуком, медленно цепляя, будто вязальным крючком, одну мысль за другую и нанизывая слова на нитку повествования. Мне достаточно встать с дивана или из-за стола и… пересесть на велосипед. Придумать себе незначительное дело и крутить педали в его направлении. Во-первых, получается моментальный эффект кислородного коктейля – питательный эфир насыщает кровь и бодрит слегка заветрившийся от однообразия домашнего офиса мозг. Во-вторых, монотонное кручение педалей волшебным образом завораживает, и вот уже в голове начинают подпрыгивать от нетерпения свежие мысли, идеи и целые абзацы.

Хоть останавливайся по середине дороги и записывай!

Шутки шутками, а иногда я именно так и делаю. Не поверите, с бассейном и беговой дорожкой ровно такая же история.

Вот почему каждый раз, когда на меня нападает классический писательский блок или прокрастинация, я не вымучиваю из себя текст, не сижу до упора и не трачу время на рефлексию и самокритику. Вместо этого я надеваю кроссовки и выхожу из дома.

Привет, Харуки, мы в одной команде!

 

Эмбодимент: что это такое

Если совсем на пальцах, это то, как устроен эмбодимент, о котором сейчас говорят достаточно много и часто. Тема это комплексная – тут тебе и эмоциональный интеллект, и нейропластичность, и многолетние исследования всяческих ученых международного класса с впечатляющими результатами. И не самая понятная: «эмбодимент» пока даже не придумали, как перевести на русский!

Поэтому тут неизбежна путаница: кто-то думает, что это про йогу, кто-то вообще предпочитает в эту сторону даже не смотреть – «тоже мне, напридумывают!»

А ведь с эмбодиментом все проще, чем кажется:  наш мозг всецело связан с телом, и когда у верхнего этажа проблемы, нижний спешит на помощь.

 

Когда про эту связь вспоминаешь, начинает твориться настоящее волшебство: например, бросаешься в отчаянный пляс под неистовые африканские ритмы, пока никто не видит – и «зависшая» развязка рассказа буквально вытанцовывается сама собой; внутренние критики разбомбили замысел нового сценария – а ты им в ответ глубокое дыхание и босые ноги, плотно упертые в пол, и вот мерзкие цензоры уже бледнеют и беспомощно растворяются в воздухе.

Мы привыкли думать, что наш мозг командует телом, отправляя ему сигналы вроде «поди-подай», и это, как говорится, улица с односторонним движением. Однако и наоборот все тоже работает: тело вполне себе способно указывать мозгу, что ему делать и какие мысли производить. Более того, оно постоянно это делает – просто мы этого не замечаем.

 

На нашем курсе мы просим авторов – состоявшихся укротителей строчек, от копирайтеров до сценаристов – танцевать, лежать в позе мертвеца, дышать, есть, ходить ногами и махать руками.
То есть двигаться.

Боишься сдавать текст редактору – двигайся. Не можешь заставить себя начать писать – двигайся. И слушай, что хочет сказать тебе твое тело – а оно еще как хочет!

Попробуйте такой простой приемчик и вы: если прямо сейчас вы над чем-то работаете (не важно, что это – концепция нового ресторана, ювелирная коллекция, большой перевод, новый пост в блоге), и чувствуете, что застряли и топчетесь на одном месте, отложите работу в сторону. Выберите песню, которая заставляет вас подпрыгивать на одном месте – а уж будет это Бейонсе, Queen или Бруно Марс, решительно не важно. Включите ее на полную громкость и дайте своему телу вытворять такое, что было бы неловко запечатлеть на камеру. Валяйтесь на полу, если хочется, пускайтесь в безжалостный тверк – в ход должно идти все!
Когда трек закончится, отдышитесь и запишите свои ощущения: на кого вы сейчас были похожи? где бушует огонь? где болит? что вспомнилось?
Поживите немного с этими ощущениями, дайте себе их понаблюдать. Вернитесь к работе. Чувствуете, что изменилось?

 

Казалось бы, мы все представляем себе писательский и вообще творческий процесс как условного Льва Толстого, запертого в кабинете женой, вросшего в стул, брови сведены, пальцы крепко ухватили перо и ведут его по бумаге. То есть работает голова, а от тела только пара пальцев – вот как нам это видится.
Но на самом деле мы можем созидать всем своим существом: пока вытягиваемся в позе дерева, извиваемся дельфинчиком под водой или весело крутим педали любимого велосипеда.
Главное – не отказывать своему телу в праве пересесть на водительское кресло в автомобиле марки «Творчество».

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.