Эмоциональный ответ “цифре”

Большинство из нас, взяв на руки своего первенца, а то и задолго до этого, осознает, что родительство – самый ответственный проект в жизни и отвечать за качество его выполнения придется и перед собой, и перед теми, кто дороже всего: детьми, внуками и правнуками. В нашей семье четверо детей, один из которых приемный, и я очень хорошо понимаю, о чем говорю. Сегодня, в ежечасно меняющемся мире, мы должны смотреть на вопросы развития и воспитания гармоничного здорового ребенка как никогда прежде широко и в том числе вникать в такие непонятные вещи, как межполушарные связи или эмоциональный интеллект. Поверьте, сегодня это жизненно важно.

 

ЗдорОво! А что дальше?

«Педиатрическая» часть меня неумолчно нашептывает: ребенок должен выйти из школы развитым сколь интеллектуально, нравственно и духовно, столь же и физически. Пока малыш пребывает в детсадовском возрасте, родители делают все, чтобы он рос крепким, полноценно питался и отдыхал, регулярно бывал на природе и своевременно бывал у врача. Но с началом учебы это часто уходит на второй план, а ведь эмоциональные, умственные и физические нагрузки на ребенка день ото дня только усиливаются! И наличие в образовательном учреждении, например, одной лишь соляной пещеры не делают заботу о здоровье системной. Отдавая ребенка в школу важно понять не только профессиональный уровень педагогов, но и политику руководства в отношении поддержания и укрепления здоровья учащихся. Как часто проветривают классы? Делают ли дети гимнастику на переменах или физическая активность ограничивается двумя уроками физкультуры в неделю и шумными забегами по коридорам? Есть ли в школе ультрафиолетовый бактерицидный облучатель и как часто его используют? Для того, чтобы усилия родителей по сохранению здоровья школьника не пропали даром, важен весь комплекс мер: от регулярной гимнастики на переменах, постоянных проветриваний, до серьезной работы психолога с детьми и возможности чередования деятельности, «разгрузки» ребенка. Ведь его труд за порогом школы не заканчивается! Впереди кружки, общение со сверстниками, помощь по дому, уход за питомцами, вечернее чтение… В нашем Центре для поддержания сил ребенка есть и криозакаливание, когда для в сезон простуд мы проводим профилактику заболеваний носоглотки орошая ее парами жидкого азота, и галотерапия (оздоровление дыхательных путей, благодаря вдыханию воздуха, насыщенного соляными микрочастицами).

А самое быстрое восстановление после занятий дети получают в «волшебной» Снузлин-комнате. Это такое удивительное помещение, где даже взрослому кажется, что он попал в зачарованное, сказочное пространство. Родители признаются, что в нем они борются с желанием растянуться на полу и закрыть глаза под журчание мерцающих колонн с пузырьками. Дети приходят в этот уютный кабинет, чтобы просто поиграть с необыкновенными мигающими и переливающимися штуковинами. Но на самом деле каждый предмет в Снузлин-комнате несет в себе уникальный смысл. Сочетание различных по назначению и восприятию световых и интерактивных объектов создают благотворную среду для отдыха, предотвращения стрессового состояния, снятия умственного, эмоционального и физического напряжения, развития сенсомоторных навыков и творческих способностей. Кстати, изобретены такие комнаты были в Голландии, где психологическому здоровью детей уделают огромное внимание. А происходит термин от голландского «изучать» и «дрема».

Так что домой от нас дети отправляются уже отдохнувшими. И даже в самые «инфекционные» сезоны наши дети практически не болеют. А значит нет и досадных перерывов в занятиях на «больничный». Казалось бы, вот оно, материнско-педиатрическое счастье наступило, можно выдохнуть и успокоиться.

 

Цифровые клешни

Однако, чем дальше продвигается человечество по пути технического прогресса, тем больше «засад» угрожает подрастающему поколению. Да, единство медицины и образования сегодня неоспоримы. Ведь только вместе они могут противостоять, не побоюсь громкого сравнения, «чуме XXI века», цифровой зависимости, которая невероятно болезненно ударяет по самому главному – развитию мозга. Уже более десяти лет ученые бьют тревогу: онлайн-игры и фильмы, а сегодня и просто ролики, являющие собой колоссально коммерциализированную индустрию, вытесняют из жизни детей, подростков, юношества любые другие интересы: спорт, литературу, искусство, а главное живое общение с людьми и с природой.

Безобидный, казалось бы, планшет, который сунули малышу на время долгого перелета, уже через некоторое отдалит его от реальности, создавая те самые «зоны несформированности» в мозге, которые будут делать неполноценной его психику, а в конечном итоге приведут к блокировке возможностей познания. Привычка водить пальцем по экрану разовьет лишь крохотные участки мозга, ответственные только за это движение, да за восприятие движущейся картинки. Именно эта картинка займет в сознании огромное место, не оставив пространства для получения важнейшего опыта – опыта восприятия. Не попрыгал в классики, не погонял мяч, не пораскачивал ветви старой яблони, а провел лето с гаджетом в руках? И приобрел опасное «клешневое мышление», при котором работают только зоны мозга, позволяющие пальцам печатать. Оно-то и не даст полноценно выстраиваться межполушарным связям. Да, можно надеть интерактивные очки и попрыгать в «параллельной реальности», но не получится подменить этой псевдоактивностью фантазию и эмоции, в первую очередь, радость от познания. Нельзя разделять душу и тело, эмоциональное и физическое здоровье ребенка, важно заинтересовывать, буквально «завораживать» детей новыми знаниями и своей собственной харизмой. Пусть это происходит в атмосфере радости, покоя, полного принятия, запахе хлеба и теплоте объятий.

 

Гвоздика на газоне

Прошедшее лето подарило мне уникальный опыт: два месяца я провела в роли воспитателя в нашем Интеллект-центре. Однажды мне уже доводилось пережить подобную «перезагрузку» собственного мышления, привыкшего в повседневной жизни разгадывать бытовые и рабочие «ребусы». Родив в 42 года младшую дочь Катю, в пелене многозадачности я вдруг начала вспоминать себя ребенком и поняла важность пребывания взрослого человека в интуитивном пространстве. Ведь пока малыш еще не заговорил, ты получаешь информацию о его самочувствии и настроении наблюдая за ним и прислушиваясь к себе. Физическое тело ребенка всегда дает сигналы о состоянии организма и задача матери в том, чтобы их распознать. Тогда же ко мне и пришло понимание важности следования за эмоциональным интеллектом, а лишь потом анализиа ментального, вербального, логического.

Так и сейчас, став на время воспитателем и пристально наблюдая за своими воспитанниками, я вновь осознала всю глубинную важность развития именно эмоциональной сферы. Вместо дежурных прогулок на детской площадке мы отправлялись в парк или на берег водоема. Не менее чем им мне было радостно узнавать в привычных газонных цветиках краснокнижную гвоздику Фишера. Мы учились искать Север по мху на стволе вековых дубов и обнимались с ними. Познакомились с жуком-короедом и выявили болезни у растений. В дождливый день рассматривали камни, собранные моими старшими сыновьями в Балаклаве, и придумывали каждому камешку свою сказочную историю. В чаше с песком ребята разыскивали маленькие янтарики, и я не знаю, чем это было для них в большей степени: развитием мелкой моторики или археологическими раскопками в миниатюре. Примеры взаимодействия Я и Природы мы разбирали на палеонтологических примерах: катастрофе Архейской эры, формировании озонового слоя, держа в руках настоящие окаменелости. И спустя меньше чем половину дождливого прошлого лета я отчетливо увидела, как у современных городских ребят, проявилось понимание метапредметности, представление о взаимосвязи явлений, процессе эволюции и в конечном счете –живой эмоциональный интерес к знаниям.

Именно через чуткое восприятие эмоций мы развиваем детей деликатно и гармонично, помогаем ему найти баланс с миром, обществом и самим собой. Каждый без исключения реализует на Земле определенные задачи и мой личный духовный план заключается в построении пространства, где дети обретают понимание своего предназначения. Пространства, проникнутого любовью, верой в успех, поддержкой, творчеством и креативом.

 

 

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.