Если сегодня зайти в магазин и посмотреть полки с гелями для душа, то можно заметить, что огромная часть полок занята продуктами с изображением десертов на упаковке: шоколад, макарун, черничный йогурт, мороженое, смузи, тирамису, лимонады и т.п. В мировой парфюмерии тоже прослеживается такой тренд – люди повсеместно хотят пахнуть сладким и все чаще выбирают гурманские ароматы. Конечно, помимо гурманских есть другие тренды и другие запахи, но сегмент сладкого на сегодняшний день самый крупный и значимый.

 

Быстрые углеводы – это новые шипры. Помимо желания пахнуть сладко и вкусно, кроме того, сильно как никогда влияние Ближнего Востока, который серьезно оттеснил в этой роли Европу. Вкусы ОАЭ медленно распространяются на весь мир. А еще есть Южная Америка, о которой мы не знаем ничего.

Если размышлять об ольфакторном образе женщины-духов 21 века (как его вижу я) – слегка инфантильная розовая барби или женственная женщина, вся такая золотая кошечка, которая счастлива, что ей не нужно работать и плевать она хотела на весь этот феминизм, который, в общем-то, победил. У нее платья, лапки, она хочет есть десерты и пирожные и вообще жить на кондитерской фабрике! Потому что свобода у нее уже есть, за нее УЖЕ не нужно бороться как раньше. Кроме того, она не хочет ничего сложнее роликов в тик-токе.

Прежде чем рассуждать дальше, вернемся немного в прошлое, чтобы отследить момент, когда все началось.

За точку отсчета появления первой гурманской парфюмерной композиции стоит принять знаменитый Angel Mugler, вышедший в 1992-м году. Выпущенный на стыке времен, переход от громких, крикливых цветов 80-х к прохладной акватике и первому унисексу 90-х.

 

 

Ангел на тот момент не имел коммерческого успеха. Аромат-выскочка, который не пытался имитировать природу, не пах цветами, растениями или фруктами, не играл в женственность и страсть, но изображал десерт. В аромате впервые использовали этилмальтол* в столь высокой концентрации (этилмальтол – синтетическое вещество с запахом сахарной ваты). До 1992-го года пахнуть тортиками и пирожными было не принято, и этилмальтол в таких количествах в парфюмерии никто не применял. Это был ингредиент из направления пищевых ароматизаторов.

Прежде чем гурманское направление в парфюмерии окончательно начало завоевывать мир, с момента выхода Ангела прошло как минимум 13 лет.

Flowerbomb by Viktor&Rolf, вышедший в 2005-м, положил начало новой эре гурманских ароматов, которые во всем мире по-прежнему набирают и набирают популярность. В нем концентрацию этилмальтола подняли еще выше. Сладкие запахи начали свое триумфальное шествие. Они проникли в средства для стирки и сладость начала ощущаться нами как новая чистота.

 

 

Ещё один прорыв, La Vie est Belle Lancome, произошел в 2012-м. Над ним работала та же самая команда парфюмеров и маркетологов, что и над Flowerbomb. Ещё немного подняли концентрацию этилмальтола, сбалансировали композицию ирисом и древесными оттенками, плюс мощная рекламная кампания с Джулией Робертс, и это был феноменальный успех. Аромат до сих пор не выходит из Топ-10 продаж во всем мире.

 

 

На тот момент, в середине 2010-х казалось, что гурманские ароматы еще немного пойдут вверх, но в конце концов, как бывает с любым трендом, люди устанут и захотят пахнуть чем-то еще.

Однако в 2019-м вмешался ковид с тотальной пандемией. Ковид породил еще несколько новых трендов в ароматах, таких как «чистые» и прозрачные запахи только для себя, но помимо этого эпидемия тотально повлияла на обоняние миллионов людей. К некоторым способность чувствовать ароматы так и не вернулась в полной мере, у других обоняние исказилось, и вкус тоже.
В общей сумме пандемия привела к тому, что как в парфюмерии, так и в пищевой индустрии усиливаются технические характеристики продуктов. Увеличивается количество сахара, концентрации вкусовых усилителей, а в парфюмерии растет стойкость, интенсивность и диффузия.

Потому что у многих людей после ковида снизилась чувствительность к подобным раздражителям. Прежние концентрации кажутся бесцветными, безвкусными, недостаточными.

В парфюмерии на сегодняшний день в очень высоких концентрациях используют так называемые «амбро-древесные» материалы. Их технические характеристики таковы, что запах подобного вещества способен интенсивно пахнуть на блоттере или ткани в течение нескольких месяцев.

Сразу стоит ответить на вопрос и пояснить, что у всех людей существуют «слепые зоны». Вещество может пахнуть интенсивно и ярко, но человек не может его почувствовать. Это может быть следствием ковида, а может индивидуальной особенностью. Подобные «слепые зоны» существуют даже у профессиональных парфюмеров. Например, мускусы не чувствует примерно 30% населения Земли. Поэтому в парфюмерных композициях часто применяют смесь из нескольких мускусов и нескольких амбро-древесных веществ. Слепых зон на все вещества одного класса как правило не бывает.

 

Но все-таки, почему же именно сладкое?

 

Сладкое – это зона комфорта. Что-то уютное, приятное, пришедшее к нам из детства. А еще сладкое – это сексуальное влечение. Сложно сказать в какой момент совет женщинам, что мужчины любят ароматы ванили и выпечки, превратился в реальность. Тем не менее ваниль, крем-брюле, модная фисташка и десертные ароматы дуалистичные. С одной стороны, это что-то связанное с детскими воспоминаниями, с другой – секс. Достаточно посмотреть на рекламные кампании, самый наглядный пример, наверное, Vanilla Sex Tom Ford.

 

 

Еще один серьезный фактор – повсеместное применение семаглутида (оземпик) в качестве препарата для похудения. Есть исследования, что использование этого препарата изменяет обоняние и вкус, а некоторые люди начинают особенно любить сладкие духи.

Появление брендов или парфюмерных линеек, целиком или частично посвященных сладкому, сладким ароматам и десертам: Theodoros Kalotinis, New Notes, гурманская линейка у Zara, Sol de Janeiro, Phlur, PHILOSOPHY, Nest, линейка мистов для тела Calvin Klein и т.п.

 

 

Что это говорит о нашем обществе?

 

Я думаю, что у людей цивилизованного мира, кому доступны все блага нашей цивилизации (газ, свет, электричество, еда, чистая вода) нет стресса. Настоящего стресса, когда простой выход на улицу представлял собой опасность. У нас нет стресса, есть только тревожность. А тревожность очень легко успокоить чем-то сладким, съесть его или понюхать.

Если духи 20-го века представить в виде собирательного образа женщины, то это как раз будет та самая сильная и независимая женщина в стрессе, которая отстаивает своё место под солнцем огнем и мечом. Агрессивные классические шипры, лёд альдегидов, мощь цветов, пламя восточных специй. Всё сложное, многогранное, требует времени, чтобы носить и понимать.
И рекламные образы гораздо сложнее, чем сейчас. Даже прямой секс, как в Опиуме, не выглядит прямым приглашением к действию.

В 21-м веке композиции, которые занимают верхние строчки продаж по всему миру, значительно проще. Не потому, что в них «дешевые» ингредиенты. Сами парфюмерные композиции построены иначе, конструкции иные. Так, чтобы конечный «нюхатель», он же пользователь, не перетруждал мозг и экономил глюкозу. Чтобы сразу было понятно, чем пахнет, чтобы было вкусно, приятно, уютно, СЛАДКО.

 

Я вижу в этом некий маятник. И мне кажется, что запахи всегда отражают время. Накопленная усталость от прошлой пандемии, от постоянной тревожности, при этом отсутствие реального стресса, представляющего собой опасность. Новые фармпрепараты, изменяющие обоняние и вкусы – все это продолжает форматировать органолептическую картину мира.
Сложно сказать, к чему мы придем даже к концу этого десятилетия, но наверняка можно сказать, что ароматы десертов останутся с нами и будут любимы.

 

 

 

 

 

 

 

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах на нашем Тelegram- канале.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.