Ничего не предвещало. Листали с моей семилетней подружкой книжку про Буратино. Ту старую, из детства, с рисунками Леонида Владимирского. И вот вопрос возник у нее вдруг: «Ир, а «ненастоящий очаг» – это как? Ведь он тогда и не очаг… Раз ненастоящий».

Неожиданно.

— Ну, да, — говорю, — не очаг. Просто картинка. Холст с рисунком.

— Выходит, тогда не было у них никакого очага. Получается, что они заблуждались, так что ли?

Вон оно как! Вот это поворот в сюжете!

Нравятся мне эти наши новые дети: с какой-то другой скоростью усвоения информации, с каким-то своим ракурсом восприятия, с таким «на равных» общением со взрослыми. Они мне столько сюжетов дарят, столько метафор – только успевай улавливать! Вот и сейчас – «ненастоящий очаг» — это ж подарок просто!

Буквально через пару дней я вновь услышала про «очаг», когда в серьезном, «между нами девочками», разговоре одна моя взрослая собеседница, пыталась найти оправдание своей хандре, которую она по-модному называла «депрессия»:

— Я все это терпела и мирилась со многим, потому что просто хотела сохранить наш очаг.

Как только я от нее это услышала, картинка с очагом сразу нарисовалась перед глазами.

— Ты книжку про Буратино читала? – логично поддержала разговор я. Сказать, что ее удивил вопрос, это ничего не сказать.

— А при чем тут Буратино? — она даже тон голоса сменила с «страдальческого» на «директорский». — Буратино-то тут при чем?

— Сам-то он ни при чем. Вот Папа Карло…

Представляю, что она в этот момент обо мне подумала. Нет, даже не представляю. Она хоть и тренирована уже была моими внезапными историями, но тут….

Я рискнула продолжить:

— Папа Карло, красавчик, конечно… Нарисовал на холсте очаг. Красивый! Правильный. Прям вот от настоящего не отличишь. Повесил на стену и называл это «очагом». С его подачи и Буратино считал, что «очаг» — это «как у Папы Карло в каморке». Так и жили: один знал, что картинка – это не очаг, а просто картинка, а второй – в полной уверенности, что «очаг» именно так и выглядит.

— Ну, да, так и есть.

И мне показалось, что это «да-так-и-есть» было к каким-то собственным ее мыслям обращено, а вовсе не моему рассказу.

— Так и жили… Пока один из них не проткнул своим любопытным активным носом холст. Проткнул и сильно удивился. «Очаг-то не настоящий!» Причем удивился по нескольким пунктам сразу. Первое: это ж надо, столько времени я жил с этой иллюзией. Второе: интересно, а Папа Карло сам-то в курсе, что всю жизнь называет «очагом» то, что очагом вовсе не является. Третье, и это уже интереснее становится: в дырочку в холсте просматривалась какая-то дверь. А дверь — это ж всегда вход. Или выход…

— …И четвертое, – она подхватила мой темп и интонацию, — что мне теперь со всем этим делать?

— Вот и у него возник этот вопрос! Ну а какие варианты? — я не спешила делиться своими.

— Какие? Если нос сильно активный и любопытный, то заглянуть дальше за холст, посмотреть, что там за дверь такая, – включилась она в мою рассказку.

Я продолжила:

— Заглянул. Посмотрел. Дверь древняя, вся в паутине, давно не пользуемая, пугающая какая-то. И кто его знает, что за ней. Риски, как ты понимаешь. И ключа нет.

— Да, ключ-то не проблема. Там же все эти дуремары, черепахи, карабасы…Есть с кого спросить.

— Значит, с одним вариантом «что делать» уже определились: называть картинку картинкой, а очаг — очагом, искать Ключ, открывать Дверь, шагать в Неизведанное. Короче, искать выход.

— Который может стать входом…

О, это мне уже нравится. Это уже не депрессивный «я-не-вижу-выхода» разговор.

— Ну, да. Главное, при этом разобраться с понятием «очаг» и свериться с теми, с кем его строишь и сохраняешь. А то, может, каждый свое за этим понимает. Допускаешь?

— Допускаю. И надо перестать свои картинки навязывать, — уже совсем уверенно сказала она.

— Согласна. Навязывать свои картинки – это пустое.
— Но ведь тогда важно себе признаться… Самой себе: не живу ли я в навязанных кем-то картинках, образах, трендах, – размышляла она сама с собой, и я ей была уже не нужна.

— И признавайся. Кто тебе мешает.

— Никто. Надо только перестать себя обманывать.

— Кому надо? – не удержалась я от любимого вопроса.

— Мне.

— Так переставай. Если надо.

— Ну, что, опять все так просто, да? – она не хотела сдаваться.

Да, это и понятно, ведь «в депрессии» жить веселее: жалуйся на судьбу, плачь во все жилетки, главное — ничего не делай, ничего не меняй, чтоб в любой момент можно было подружек на бутылочку хорошего вина созвать. Это же всегда железный повод: «Девочки, у меня депрессия…». А тут вдруг дверь, выход, все так просто. Вроде и поплакаться не о чем.

Погоди, но это же, если признать, что очаг фальшивый, и если дальше хочешь все же не обманываться, то снимаешь эту картинку, закрывающую дорогу, и идешь вперед, строишь-перестраиваешь, — настойчиво резюмировала она. – А если не хочешь? Если не хочешь все это начинать?

— Что не хочешь начинать?

— Все эти «сверить по понятиям», «навязанные картинки», «не мои ценности», «самообман»… Это ж все вскрывать придется, от чего-то отказываться, в чем-то самой себе признаваться…

— Ну, не хочешь – не начинай.

— А как же тогда… Как же быть, ведь теперь-то знаешь, что очаг фальшивый, но эта дверь, за которой непонятно что… Пугает.

— Так пугаться или нет – это ж тоже тебе решать.

— Иногда проще оставить все, как есть, — вздохнула она.

— Тоже вариант…

К чему вся эта история? Ведь «фальшивым очагом» может оказаться что угодно. Семья, отношения, здоровье, желание «быть в тренде», карьера, работа… Бывает так: проткнешь своим активным и любопытным носом привычное изображение и вдруг поймешь, что жил в иллюзии, а реальность – вот она, за холстом: неизведанная и непредсказуемая. И встает вопрос: снять обманчивый холст, чтобы перестать вводить в заблуждение себя и других, или же, расправив на нем складочки, стряхнуть пыль и водрузить на место. И продолжать всем демонстрировать…

Выбор всегда за тобой.

P.S. Всякий раз, когда выбираешь второе — дырочку на холсте аккуратно заштопать не забудь…

 

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram  Facebook  VK