Обращали внимание, что люди (в их числе, можете быть, и вы), говоря о пище, часто используют такие слова как «правильная», «неправильная», «хорошая», «плохая»? И даже больше, замечали всеобщую тенденцию во время разговора о питании описывать собственное поведение и самих себя, произнося фразы, содержащие оценки «хорошо» или «плохо»?

«Я так правильно вела себя всю неделю, но прошлой ночью в меня словно бес вселился! Я опустошила все коробки с печеньем и пакеты с чипсами!»

Это одно из нормальных проявлений нашей человеческой сущности. Мозгу нравится все классифицировать, так как это значительно упрощает задачу быстрой оценки и принятия необходимого решения. Предположим, вы идете по улице и видите человека, движущегося навстречу. Мозг немедленно начинает вычислять намерения незнакомца и определяет, можно ли остановиться и улыбнуться или нужно срочно уносить ноги в другую сторону.

Потребляемая пища никак не оценивает черты характера!

Но когда об этом заводится речь, возникает стремление придать еде или особенностям ее выбора некий нравственный оттенок. Взгляд под таким углом мешает подбору продуктов, насыщающих тело и содействующих укреплению здоровья. Ниже я объясняю, по каким трем причинам не нужно навешивать на пищу ярлыки «положительности» и «отрицательности».

1. Во-первых, это не верно

Еда не может быть «хорошей» или «плохой». Еда – просто молекулы веществ, входящих в ее состав. И покрытый сахарной глазурью пончик и зеленый смузи состоят из обычных молекул. Просто некоторые группы наночастичек соединены между собой особым способом, позволяющим целому веществу быть более биодоступным и питательным для организма, чем другие.

В качестве примера приведу составные части головоломки – пазлы. Некоторые из них подходят к определенному месту, а некоторые – нет. Это не делает пазлы «правильными» или «неправильными», а означает, что их место не здесь. Это не «плохие» кусочки головоломки, это просто не те кусочки, которые можно расположить в данной части картинки.

Другими словами, подходящее для одного человека, может быть неприемлемым для другого. К примеру, собранная летом свежая органическая клубника — это очень питательный продукт для вас, тогда как для людей, ее не любящих или страдающих аллергической реакцией, она совершенно не подходит.

2. Во-вторых, это никак не мотивирует

Люди верят в важность взгляда на еду через призму морали, потому что это служит стимулом придерживаться здорового питания. Объяснение заключается в хорошем самоощущении при «правильном» выборе и не очень хорошем при «неправильном». Вот она, известная с древних времен политика кнута и пряника.

К сожалению, как специалист по питанию могу констатировать: далеко не всем помогает делание чего-то «правильного». Тем, что в действительности мотивирует людей, оказываются их цели и мысли о великолепных ощущениях, получаемых ими при достижении желаемого результата.

Это и есть причина, по которой со всеми клиентами я пытаюсь создать ясное и убедительное понимание, чего же на самом деле они желают от своих отношений с едой, как хотят выглядеть внешне и чувствовать себя внутри. Для мозга такой подход послужит большей мотивацией, чем нравственное суждение, следующее за верованием в нашу «правильность» или «неправильность».

3. В-третьих, это приводит к внутренней диверсии

Моралистический подход не просто не стимулирует, на самом деле он вносит значительный вклад в самосаботажное поведение.

Будучи уверенными, что «сплоховали» с выбором пищи, мы начинаем чувствовать себя виноватыми. Вина усугубляет внутренний дискомфорт, а это, в свою очередь, активирует участок мозга, пытающийся для облегчения состояния заполучить какую-нибудь награду. И вот, мы уже стремимся к тому, что, по-нашему мнению, быстро подарит хорошее самочувствие, то есть к сладкому, соленому или жирному.

Вина также запускает процесс, называемый мною эффектом «черт возьми!». Он начинается в момент, когда свято веря в свершившийся «неправильный» пищевой выбор и в результате чувствуя себя просто отвратительно, вы ставите точку и говорите: «Какого черта! Раз целый день уже испорчен, то теперь точно можно пуститься во все тяжкие!»

Правда состоит в том, что пищевые предпочтения никак не оценивают нравственные особенности вашего характера. И, по сути, нет ничего «хорошего» в капустном салате или «плохого» в шоколадном брауни.

Поэтому, в следующий раз, поймав себя на том, что начинаете действовать как полицейский из отдела нравов и приклеивать соответствующие этикетки на продукты питания, отставьте в сторону чувство вины и подумайте о еде как о молекулах химического вещества или о кусочках головоломки.

Определите, какие из них будут более подходящим для насыщения, дадут разуму энергию и поддержат ваши личные цели в отношении здоровья. А затем, позвольте принятому решению служить мотивирующим моментом и руководить вашим выбором.

Источник