Что такое органические продукты, какие требования должны соблюдать производители, чтобы получить сертификат «органик», и существует ли «органик-продукт» в России? Рассказывает Андрей Лысенков, генеральный директор сертифицирующей компании «Органик эксперт».

 

Какой продукт считается органическим?

Органическим продуктом может считаться только тот продукт, который произведен в соответствии со стандартами органического земледелия. Эти стандарты требуют не применять минеральные удобрения, пестициды и гербициды, антибиотики и стимуляторы роста, а также химические консерванты и улучшители вкуса в переработанной продукции.

Возьмем, к примеру, органический хлеб:

-Поле, на котором выращивается зерно, должно пройти переходный период в 24 месяца и, тем самым, очиститься от ранее вносившихся удобрений или ядохимикатов.

— Высеваемые в поле семена не должны быть генно-модифицированными и обработаны химическими протравителями.

— На всем протяжении роста зерновой культуры от момента сева до уборки урожая предприятие должно использовать только механические способы культивации для борьбы с сорняками. Если появились вредители или болезни, применяются растительные препараты, бактерии или полезные насекомые вместо химических фунгицидов, широко используемых в массовом производстве.

— После уборки урожая необходимо исключить смешивание органического зерна с обычным, а также загрязнение первого химическими веществами, например, остатками веществ, применяемых при фумигации складов.

— В конце производственного цикла инспектор органа по сертификации берет пробу урожая и отправляет ее в лабораторию на анализ. Например, хорошую лабораторию в своем арсенале имеет институт питания РАМН и сеть магазинов «Азбука Вкуса».

После сбора урожая органическое зерно попадает на мельницу, а затем в пекарню. На данном этапе также существует ряд требований:

— Оборудование должно быть абсолютно чистым для исключения рисков смешивания с обычным сырьем и рисков загрязнения недопустимыми веществами.

— Должна быть выделена отдельная линия или же это производство должно быть четко разделено по времени с производством других, массовых продуктов.

— Недопустимо использование усилителей вкуса, консервантов и других химических добавок.

— Упаковка должна быть преимущественно натурального происхождения и допущена к применению в пищевой промышленности.

Только после того, как предприятие выполнит все требования стандартов, оно может позиционировать свою продукцию как органическую. Но только лишь декларации недостаточно. Компетентный орган по сертификации должен провести независимую оценку и подтвердить соответствие производства стандартам органического земледелия и органической переработки. Поэтому только те продукты, которые прошли проверку органов по сертификации, могут именоваться органическими.

 

Чем органические продукты отличаются от массовых?

Например, фрукты или овощи имеют меньший размер, иногда непривлекательный внешний вид, однако в них несравнимо больше витаминов, а их питательная ценность намного превосходит ценность массовой продукции.

Кроме этого, в органических ягодах, фруктах и овощах не содержатся остаточные количества применяемых при производстве массовой продукции гербицидов, пестицидов и прочих ядохимикатов. Это очень важно, так как их остатки, регулярно попадая в организм человека, отравляют его. Внешне симптомы отравления могут первоначально проявляться в виде плохого настроения, депрессий, плохого состояния волос, кожи или ногтей, различных воспалительных процессов, аллергий. Известно, что остатки ядохимикатов, накопленные в организме человека, могут вызвать онкологические заболевания.

Переработанные органические продукты, как правило, не имеют ярко выраженного аромата, так как при органической переработке запрещены усилители вкуса; эта продукция, кроме того, не имеет длительных сроков хранения.

По внешнему виду органический продукт может и не отличаться от массового аналога, например, если взять молоко. Но по внутреннему содержанию, вкусу, по питательным веществам, по полезности и витаминам, конечно, органическое молоко в разы превосходит обычное, «индустриальное».

 

Что нужно для того, чтобы получить соответствующий органический сертификат?

Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. На первоначальном этапе руководитель предприятия сам должен понять, насколько его производство соответствует основным требованиям.

После обычного оформления документов и оплаты счетов начинается самое интересное — процесс инспекции: проверяется жизненный цикл продукта — семена, поля, склады, коровники; проверяются методы ухода и условия содержания животных.

Вот лишь несколько условий, которые необходимо соблюдать:

— Придерживаться в своей деятельности требований органических стандартов.

— Вести свою деятельность прозрачно, то есть так, чтобы покупатели и органы по сертификации могли удостовериться в высочайшем качестве производимой продукции.

— Трепетно относится к документированию всех этапов производства.

После окончания инспекции предприятие получает «перечень несоответствий», то есть инспектор определяет, в каких местах или же в каких производственных процессах предприятие не отвечает требованиям стандартов. И лишь после устранения всех недочетов выдается органический сертификат. Но не на всю жизнь, а лишь на 12 месяцев, после чего проводится повторная сертификация.

 

Как в поле можно отличить, растут органические зерновые или нет?

Достаточно просто. Как правило, инспекция на предприятиях проводится весной, то есть в период посева различных культур. Обычные семена, как правило, обрабатываются химическим протравителем, который имеет красный цвет. На инспекции мы идем на конкретный участок и выкапываем посеянные зерна. Если они красного цвета, то это обычные семена, неорганические.

Но это только на поле, а ведь мы еще и документацию проверяем. Например, при проверке бухгалтерии выясняется, какие семена были закуплены, для каких площадей, от каких поставщиков и с каким статусом семена эти пришли на предприятие. Кроме бухгалтерии и поля, контролируются все склады.

Также мы используем перекрестный опрос сотрудников, например, агроному, трактористу и кладовщику задаем одни и те же вопросы. Как правило, этого вполне достаточно, чтобы выявить недостоверную информацию, если таковая ранее была предоставлена.

 

Чем отличаются требования к органике в Европе, Америке и России?

Органическое земледелие в мире развивается очень давно. Пионеры в этом виде сельского хозяйства появились в Германии в начале 20-х годов XX века. Но лишь со второй половины XX века, то есть с 60-70-х годов, в Европе началось бурное развитие органического земледелия. Поэтому первопроходцами и «законодателями мод» в мире стандартов органического земледелия являются европейцы, в частности, немцы. В северной Америке, по их собственному признанию, были взяты за основу европейские практики и адаптированы к американским условиям. Японские стандарты больше внимания и значения уделяют социальным аспектам и условиям труда работников. Однако в своей основе все эти стандарты отличаются незначительно.

В целом, на мой взгляд, наиболее гармоничными являются именно стандарты Европейского союза, получившие широкое распространение в России на органических предприятиях.

Что касается нашей страны, то, конечно, мы имеем очень небольшой опыт в этой сфере. При разработке российского стандарта ГОСТ 56508-2015 за основу были приняты европейские правила, однако пока отечественный стандарт эквивалентен европейскому только на 75%. Но у нас очень хорошие перспективы.

 

Какое количество компаний в России может претендовать на почетное звание organic?

В России существуют очень хорошие предприятия, которые придерживаются принципов органического земледелия. Сейчас органическое земледелие — модная и новая тенденция, и оно стало очень интересно бизнесменам, которые активно инвестируют в этот вид сельского хозяйства.

В стране насчитывается порядка 60-70 предприятий, которые сертифицированы по европейским стандартам или находятся в процессе сертификации. Потенциально их намного больше, но большинство не испытывает проблем с реализацией продукции, если она действительно высокого качества, и не обращается за сертификацией, которая в настоящее время носит добровольный характер.

Таким образом, точное количество органических предприятий назвать очень сложно, поскольку информация о них нигде не аккумулируется, никто этой статистики не ведет. Но потенциал для роста велик, поскольку даже в небольших европейских странах, будь то Литва, Словения или Болгария, количество органических предприятий переваливает за несколько тысяч!

 

Речь идет только о маленьких и частных компаниях. А что с массовым производством в России?

В России нерентабельно заниматься органическим производством, имея лишь несколько гектаров, как в Европе. Как правило, у нас начинают задумываться над органикой, имея в своем активе не менее 500 гектаров. Конечно, есть на юге России и небольшие овощеводческие хозяйства с участками до 50 га, но это, скорее, исключение.

Конкретные примеры:

-группа компаний «Аривера» (крупы, зерновые, мясо и молоко; основатель Илья Калеткин);

-холдинг «АгриВолга» (мясо-молочные продукты и овощи; основатель – Сергей Бачин);

-«ЭкоНива» и его подразделение «Савинская Нива» (основатель Штефан Дюрр).

Все они занимаются схожим видом деятельности, но все равно не способны удовлетворить возрастающий спрос на органическую продукцию в Московском регионе, и количество сертифицированных предприятий должно намного больше.

Почему цена на органические продукты всегда выше?

Если у кого-то цена на органические продукты ниже, чем на обычные, это должно наводить на определенные подозрения. Ведь на каждом этапе у органики есть дополнительные издержки. В растениеводстве, к примеру, идут большие затраты на севооборот, на сидеральные зеленые удобрения, на органические семена. Это, соответственно, снижает урожайность, ведь ядохимикаты использовать нельзя.

В Европейском союзе производители органики, даже имея дотации и субсидии от государства, устанавливают на свою продукцию цены на 20-30% выше, чем на традиционную. В России, ввиду отсутствия каких-либо мер поддержки со стороны государства, цена на органическую продукцию должна быть минимум в два раза выше.

Наши бизнесмены не имеют возможности установить сейчас на свои продукты адекватную цену из-за неготовности покупателей платить больше за органический статус.

Сейчас мы находимся на самом раннем этапе развития органического земледелия. В будущем при развитии конкуренции и при поддержке государства цена на органическую продукцию безусловно будет снижаться.

 

Фото предоставлено Андреем Лысенковым.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram

О нас

Organiс Woman – первый проект органического образа жизни без ограничений. Нам интересно всё – ваши мысли, питание, спорт, отношения с собой и подругами, с семьей и мужчинами, ваш бизнес и ваши мечты. Рассматриваем привычки и привычные вещи и стараемся сделать их полезней. Мы создаем сообщество женщин, чтобы вы в компании подруг могли сотворить новый мир.

Команда

Контакты

По вопросам сотрудничества и партнерства обращайтесь Кривопустова Юлия:

Хотите стать автором или предложить идею для статьи? Обращайтесь Яна Жукова: