Домашние животные: почему они нужны и когда их заводить?

Ольга Журавлёва – клинический психолог, специалист по канистерапии, руководитель центра развития «Солнечный путь», работает в направлении анималотерапии более трех лет. Ольга рассказала о плюсах домашнего животного, объяснила, почему нужно более серьезно относиться к миниатюрным породам собак и когда лучше всего заводить питомца.

Если ребенок младше 14 лет, мы заводим животное в первую очередь для себя. А если это уже более старший подросток, у которого сформировалось чувство ответственности, заботы и т.д., то мы можем говорить, что он – полноправный хозяин.

Первый, законный и самый главный вопрос, который необходимо задать прежде, чем заводить животное: «А зачем нам питомец?». Они ведь болеют, линяют, имеют специфический запах, могут испортить мебель, ремонт и т.д. Но мы миримся с этим только тогда, когда любим животное.

Животные и аллергия

Если у вас аллергия, обратите внимание на гипоаллергенных животных. Например, на африканского карликового ежа. Милейшее животное, которое прекрасно приручается. Или шиншиллы. Из кошек это может быть канадский сфинкс. Заводя животное, мы не только дарим ребенку радость ( ведь часто при аллергии ребенка взрослые ограничивают общение малыша с животными), но и даем понять, что несмотря на такую особенность, любая проблема решаема, если подойти к ней с другой стороны.

Чтобы домашнее животное было плюсом, подходите к выбору грамотно. Например, каждому темпераменту соответствует определенная порода. Бывает, что родители выбирают животное, которое не соответствует темпераменту семьи. Например, джек рассел терьер – хорошая порода, активная, выносливая, но лучше всего не заводить такую собаку, если у вас в семье пожилые или особенные дети.

Когда стоит заводить животное?

Беременность и первый год жизни ребенка 

На последних сроках беременности и первые полгода жизни малыша животное лучше не заводить. Домашний питомец должен быть в удовольствие. Им нужно заниматься, он требует времени, внимания и ухода. С появлением ребенка в семье и так меняется система координат, много сил уходит на регуляцию «новой» жизни, а тут еще у вас будет животное.

После года легче: быт устаканивается, ребенок растет, ему уже проще объяснить, что такое животное. Начинаются совместные прогулки, общение уже доставляет удовольствие всем членам этого процесса – родителям, питомцу и ребенку. А если все-таки очень хочется общения с живой природой, можно сходить в контактный зоопарк.

Животное – это переменная, которая не поддается контролю ребенка. Малышу не совсем понятно, кто это, но очень хочется узнать. Они могут любить друг друга, играть вместе, но слушаться – это уже сложнее. Часто бывает, что малыши «строят» всю семью, пытаются манипулировать папой, мамой, бабушкой, которые бегут на любой его крик. С животным такой фокус не пройдет. Поэтому ребенок учится взаимодействовать сначала с ним, а потом и с другими людьми: ведь если мы чего-то хотим добиться от питомца, мы должны его научить, найти к нему подход.

От 5 до 14 лет мы заводим животное, которое нравится нам, родителям, но при этом вы должны помнить, что ребенок — полноправный член семьи, с которым мы советуемся, делимся своими мыслями и выбираем питомца вместе.

Любое животное можно приучить к ребенку. После 14 лет можно полноценно заводить животное подростку, который будет хозяином.

Плюсы домашнего животного

  • Тактильные ощущения
  • Снятие стресса: можно рядом поплакать, помолчать, запустить руки в шерстку, обнять
  • Животное учит ребенка взаимодействовать с окружающими
  • Животное помогает ребенку дружить и играть, понимать и чувствовать желания другого живого существа. Например, в случае, если малыш в семье один или рядом с домом нет детских площадок, ему не будет скучно – он может играть с питомцем
  • Развивает мышление
  • Помогает учиться ходить (если у вас крупная собака)
  • Приучает к ответственности и пунктуальности. Взрослые знают, что если не покормить хомячка три дня, он умрет. Такие ситуации тоже могут нести определенный опыт. Важно в этот момент не ругать ребенка, не ставить ярлык «Ах, ты такой плохой», а объяснить, что есть ответственность, важность и что наши поступки могут привести к плачевным ситуациям
  • Развитие моторики
  • Развитие речи и фантазии. Часто дети рассказывают животному свои секреты, сказки. В центре «Солнечный путь» у нас есть специальный проект «Хвостатый читатель», где дети читают художественные произведения собаке
  • Навык пересказа. Часто у детей в школе возникают проблемы с пересказом. Можно улучшить этот навык с помощью питомца. «Мы с тобой прочитали сказку. А давай теперь расскажем о прочитанном нашей рыбке/кошке/собаке»
  • Животные помогают понять настроение ребенка. Бывает, что дети жалуются животным на обиды, рассказывают о проблемах. Периодически можно подслушивать такие разговоры, чтобы лучше понимать настроение, проблемы, тревоги малыша
  • Животные, особенно средние и крупные собаки, успокаивают. Их дыхательная система и сердце идут в таком же ритме, как у человека. Можно положить его рядом с ребенком. Животное и ребенок подстроятся друг под друга так, как им это нужно в данный момент. Можно лежать с животным после игры и передохнуть. Это развивает и укрепляет нервную систему
  • Учит адекватному реагированию на животное: есть добрые и ласковые животные, которых, если их хозяин разрешит, можно погладить и поиграть. А есть более опасные, дикие, которых мы остерегаемся и относимся с понимаем без стресса ребенка, яркого эмоционального реагирования (плач, крик, бег) или паники.
  • Помощь с особенными детьми. Это отдельная тема для статьи. В этом случае обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который работает с животными – он поможет подобрать питомца.

Чтобы не произошло неприятных ситуаций

Йорки, чихуахуа, французские бульдоги так же могут быть опасны для ребенка, как крупные собаки. Я бы не делила их на «маленькие – добрые, а большие — злые». У них менее стабильная нервная система. Собака кусает в большинстве случаев потому, что боится. Когда ребенок идет к собаке с большой игрушкой (тем более, если эта игрушка больше самой собаки) – это стресс для нее. Ребенок идет играться, а для животного это опасная ситуация, которая может спровоцировать агрессию. У меня есть большое количество примеров, когда бультерьеры, немецкие овчарки, тибетские мастифы очень милы в семье.

Большая собака для ребенка — плюшевая игрушка, радость, большой и добрый друг. Это уже мы, взрослые наполняем детский мир нашими «пугалками» и «страшилками». Люди видят небольших собак и думают «мимими». На самом деле у них менее стабильная нервная система, они могут быть более опасны, чем крупные псы. Они гавкают чаще и громче, оскаливаются на уровне ребенка.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно, во-первых, обязательно дрессировать пса, даже если это небольшая порода. На 40% вы обучаете пса, на 60% — себя: слышать, понимать, взаимодействовать с животным. Животное и без вас умеет сидеть, стоять и лежать. Во-вторых, нужно объяснять ребенку, в каких ситуациях животное может негативно отреагировать. Что если проявлять любовь, ласку и заботу, оно ответит тебе тем же.

Если с появлением ребенка вы закрыли собаку в комнате, отправили на дальний угол участка, это сразу огромный фактор риска. Надо обучать всех членов семьи дружить друг с другом.

И еще один важный момент: лучше всего не отпускать гулять с собакой ребенка до 14 одного. В практике был случай, когда подросток натравил собаку на обидевшего его человека. Если бы не халатность родителей в воспитании, такого бы не было.

Пока ребенок маленький, нельзя оставлять его с животным наедине. Самый милый енот, кошка, пес…вы никогда не предскажете, как он будет вести себя, когда вас нет. Животные не любят детей просто так. Любого питомца нужно учить любить окружающих.

Личный опыт 

У меня самой одна из собак — очень крупная серьезная среднеазиатская овчарка. Была ситуация, когда моей дочери было 4 месяца. Она гладила собаку на моих руках и под моим контролем и внезапно резко ударила ладошкой по голове собаки. Я очень сильно испугалась. Собака выразительно отвернулась, дочь заплакала. Тут важно, как отреагируете вы: будет ли становиться на чью-либо сторону и как.

Безусловно, ребенок в тысячи раз важнее любой самой замечательной собаки. Но если при любом поведении ребенка мы будем становиться на его сторону, ругать и наказывать животное, то какого человека мы воспитаем в итоге? Мне пришлось со всей степенью серьезности, какая возможна в 4 месяца, объяснить, что собак мы гладим ласково и аккуратно. Затем мы еще раз вместе погладили Асиду, чтобы у всех последнее ощущение осталось положительное.

Сейчас дочери 1 год и 6 месяцев, у них полное взаимопонимание, и я очень рада, что мой ребенок растет вместе с животными в любви и заботе к ним.

 

Фото

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram  Facebook  VK