Идея собственного бизнеса притягивает все большее число женщин, желающих не только достойно зарабатывать, но и иметь достаточно времени на себя, семью и духовное развитие. Одни устали от расписанной по часам офисной жизни, другие насытились бурной карьерой и перешли на интересную, но спокойную профессиональную деятельность, третьи заскучали от домашней работы и решили разнообразить свою активность.

Если женщина обладает проявленной мужской природой, если ее привлекает рискованность и конкуренция, сложные задачи, преодоление внешних и внутренних вызовов, то при разумном подходе она способна добиться в бизнесе хороших результатов. Но если знать правила женского подхода, то можно достичь высокой социальной и финансовой реализации без надрывов и перегрузок — в своем ритме жизни, в комфортном окружении, с возможностью работать дома и в поездках, без суеты и стрессов, делая только то, что действительно хочется. Это не значит, что работы будет мало, но она перестает восприниматься как работа, становясь тем, чем живешь, и чем хочется непрерывно заниматься, что пронизывают жизнь как таковую, переплетаясь с обычными делами.

Нет прямой связи между гендерной принадлежностью и женским и мужским стилями бизнеса: есть женщины, которые комфортно себя чувствуют в эпицентре нефтяной отрасли, есть мужчины, строящие свои империи в «женском» формате. Более того, в разные периоды жизни люди могут действовать по различным схемам, пока не найдут свое, оптимальное сочетание. Масштаб деятельности всегда определяется только масштабом личности — никакие хитрости и приемы не работают, если человек покушается на проект не своего уровня, его ждут долги и депрессии.

Мужской и женский подходы в бизнесе

Мы рассмотрим две крайние позиции, которые в жизни могут смешиваться в различные комбинации в зависимости от масштаба и стадии проекта, характера и предпочтений руководителя, внешней обстановки.

Вертикаль и горизонталь

Мужской тип мышления предполагает вертикальную структуру работы, а женский — горизонтальную. Вертикальная структура означает, что сначала решаются стратегические вопросы, создается ось будущего проекта, и лишь затем начинается его наполнение. Горизонтальная структура подразумевает создание и наполнение небольших модульных блоков, которые в перспективе могут сформировать такой же размер проекта, но без крупных вложений на начальном этапе.

Мужчине свойственно сразу мощно вложиться, обозначить свою территорию, амбиции и масштаб, даже если приходится сильно рисковать. Женщине комфортнее осваивать пространство небольшими вылазками, избегая высоких рисков и давящей ответственности.

Именно поэтому мужчины склонны работать в режиме «надрыв—отдых», а женщины развиваются поступательно, чаще проверяя почву под ногами. Мужчина либо работает, либо отдыхает, у женщины все смешивается в один поток: самые важные вселенские вопросы могут решаться на кухне с любимыми подругами, перемежаясь с разговорами о маникюре.

В мужском бизнесе строится каркас, который делится на маленькие кубики, впоследствии они заполняются. В женском варианте сначала создается и наполняемся один кубик, затем второй, третий и двадцатый. Можно начинать с маленьких шагов и постепенно добираться до больших объемов, а после достижения кумулятивного эффекта выстраивать любые вертикальные структурные решения.

Такой подход выгоден еще и по другой причине — он позволяет работать в более гибком формате, кубики необязательно складывать в правильные структуры, их можно менять и разбрасывать в любой части пространства, в которую потянет изменчивая женская душа на данном жизненном этапе. Скучно не будет никогда!

Зоны отвественности

Пока в личности преобладают мужские энергии, ей свойственно брать ответственность за крупные вложения, инвестиции, кредиты, аренду, большие закупки, формирование нового рынка — одним словом, нести высокие риски. Это происходит не потому, что человеку хочется адреналина, просто его мышление настроено на принцип «ни шагу назад». Он знает, что будет двигаться к своей цели до последней капли крови, и ответственность за уже вложенные ресурсы только придает ему сил.

Женский подход позволяет избегать крупных постоянных финансовых затрат. Есть доходы — есть расходы, нет доходов — нет расходов. Если выбирать неконкурентные маленькие ниши, то легко добиться высокой позиции в поисковых системах, популярности в социальных сетях, избежать крупных расходов на рекламу за счет узко целевого вложения средств. Вместо постоянной аренды можно использовать почасовую, большую часть сотрудников заменить на технологические сервисы и фрилансеров.

Женщина также может до последнего биться за свой проект, дневать и ночевать на рабочем месте, но ей комфортнее, когда она это делает ради самой идеи, а не когда над ней нависает грозное облако из кредитов и огромных ежемесячных платежей. Женский ум любит свободу и возможность действовать по настроению, это не лишает ее способности достигать значимых результатов, потому что женщина не может не действовать в той сфере, в которой живет ее сердце.

Финансовые вложения

Огромные масштабы первоначальной деятельности и ответственности обязательно подразумевают крупные финансовые инвестиции, в то время как при женском подходе возможно начать работу с минимальными затратами.

Например, если мужчина и женщина хотят купить ферму, они могут пойти разными путями.

Мужской стиль в бизнесе — занять денег, купить ферму и вырастить зерно, отдав сбыт в руки крупных оптовиков. Когда проект начинает окупаться, начать строить свою сеть для реализации. Сначала — большое, потом — малое.

Женский стиль — закупить небольшие партии зерна у фермеров, продать в необычном формате и заработать первые деньги. Через некоторое время накопить средства и купить ферму. Сначала — малое, потом — большое. Многие проекты могут начинаться и без вложений — если женщина вкладывается в отношения со своим окружением, она может легко инициировать первые доходы при поддержке близких и подруг.

Сферы деятельности

Некоторые области бизнеса изначально не предназначены для женского стиля — очень сложно представить нефтяную королеву без жесткого металлического внутреннего стержня. Если хочется играть по мужским правилам, в этом нет ничего плохого, важно быть честной с самой собой и потом не обижаться, что окружающие бизнесмены — не джентльмены. Если женщина выходит в бой, то она — воин, а не женщина.

На корпоративном рынке оставаться «девочкой» сложнее. От качества и скорости наших действий зависит эффективность чужих бизнесов, владельцы которых должны вовремя выплачивать зарплату, аренду и кредиты, поэтому в критических ситуациях они могут достаточно жестко продавливать свои условия. Клиентов меньше, проекты — крупнее, а ответственность — выше.

Розничные рынки предполагают большое количество небольших клиентов, а значит, больше суеты и мелких задач. Но и ответственность в каждом конкретном случае меньше. Если корпоративный рынок представляет собой управление несколькими мощными потоками, то розничный — многочисленными тонкими струйками, соединяющимися в единый поток. Сложность или конфликт с одним розничным клиентом не оказывает принципиального давления на психику — при уважительном отношении к людям любую частную ситуацию всегда решить легче, чем корпоративную. Хотя бы потому, что общаешься напрямую с тем, кто принимает решения и плюс-минус эквивалентен по личностному масштабу.

В то время как мужское внимание обычно сосредоточено на принципиальных задачах и отсекает все второстепенные детали, женское сознание позволяет одновременно выполнять несколько разных действий одного порядка. Поэтому ей легче контролировать много маленьких ситуаций, чем выдерживать один большой мощный поток.

Личностный и безличностый подходы

Женская природа реализуется через взаимодействие и общение, через открытое проявление своей сущности, именно поэтому им очень нравятся проекты, которые целиком завязаны на ее личности. носят ее имя или косвенно указывают на ее внутренний секрет. Такие бизнесы делаются не для последующей продажи, они являются частью внутренней жизни автора, часто рождаются и умирают вместе с ним — за исключением тех случаев, когда удается воспитать достойных последователей. Даже если такой бизнес удается продать, впоследствии он все равно разоряется, так как лишается основной движущей энергии основательницы.

Мужчин гораздо реже интересует внешняя слава, максимум, это известность в узком кругу людей, которые понимают толк в данном вопросе и действительно могут оценить их заслуги по достоинству. Им достаточно знать, что они превзошли себя и достигли желаемого результата, все остальное не имеет значения. Если они заработали свой миллион, им все равно, что думают другие. Если о них напишут все газеты мира как о величайшей личности, но они не способны добраться до поставленной цели, их это будет только раздражать. Факты и только факты.

Именно поэтому они чаще выбирают путь серого кардинала, подбирая для своего бизнеса максимально практичное название, не имеющего ничего общего с личностью основателя. Для них бизнес — это отражение масштаба, а не индивидуальности.

Мужское и женское находится внутри каждого из нас, и какой бы ни была разница их потенциалов, они всегда образуют уникальную комбинацию индивидуальных внутренних качеств, не поддающихся каким-либо правилам или законам. Используя их как векторы, важно соединиться со своим мироощущением, и тогда мы становимся способными создавать проекты любого масштаба и направленности. Удачи в бизнесе!

Узнать больше про бизнес в женском стиле вы сможете 9 апреля на Organic Woman Parent Club